Гонки на ретроавтомобилях популярны по всему миру. В начале октября прошел третий, заключительный этап чемпионата Moscow Classic Grand Prix, который стал для команды «УГМК Моторспорт» успешным завершением сезона. Пилоты выиграли три золота в личном и серебро в командном зачете. По итогам года свердловская команда заняла третье место, а ее пилоты взяли две золотые награды в различных классах. О том, какие машины допускаются к соревнованиям, где их берут и от чего у гонщиков «трясутся руки», рассказывает владелец RussianRacingGroup и руководитель команды «УГМК Моторспорт» Илья Кашин.
- С чего начиналась команда «УГМК Моторспорт»?
- Реставрацией машин и автоспортом мы занимаемся уже очень давно, больше 15 лет, а несколько лет назад решили объединить два эти увлечения и при поддержке УГМК собрали гоночную команду. Сейчас у «УГМК Моторспорт» два состава: в одном из них наши пилоты являются лидерами российских кольцевых гонок, выступая там на современных гоночных машинах; в другом – участвуют в соревнованиях классических автомобилей, например, Moscow Classic Grand Prix, который прошел на автодроме Moscow Raceway под Волоколамском в начале октября. На всех мероприятиях наши спортсмены поднимаются на подиум.
- Чем гонки Moscow Classic Grand Prix отличаются от "Формулы-1"?
Гоночные "Жигули" с первого взгляда сложно отличить от обычных, однако конструкция автомобиля сильно изменена. Для максимального снижения веса из салона убрано все, за исключением кресла пилота, при этом кресло установлено специальное, гоночное, также очень легкое, оборудованное специальными спортивными пятиточечными ремнями безопасности. Обязательным условием является наличие каркаса, придающего кузову дополнительную жесткость и защищающего пилота в случае аварии. Также установлена специальная система пожаротушения и отключения массы. В гоночной машине нет спидометра. Главный прибор – тахометр. Максимальная скорость такого автомобиля – 190 км/ч
- В них на старт выходят не современные автомобили, а машины, которые когда-то участвовали в советских кольцевых гонках. Как правило, это были три основных класса – «Жигули», «Москвичи» и «Волги». Но самый красивый класс – «Формула». В ней представлены машины, которые собирались еще при Советском Союзе на Таллинском опытном авторемонтном заводе (ТОАРЗ) в Эстонии. Наша команда бережно привела их в порядок, восстановила. На старт в этом году от нас вышло четыре гоночных «Эстонии», а также «Жигули» с объемом двигателя 1300 и 1600 и Волга 406. Обычно в соревнованиях еще участвует «Москвич», но на заключительном этапе его не было.
- Как вы находите машины для соревнований?
- Это непростой вопрос. Есть требование, чтобы для участия в гонках классическому автомобилю было не менее 30 лет. И если в случае с «Жигулями» можно просто купить автомобиль нужного года выпуска, то, например, для участия в «Формуле» нужно найти реальную машину, которая была выпущена в определенное время, участвовала в гонках и у кого-то сохранилась в силу разных обстоятельств. Иногда мы покупаем целые машины, которые все равно приходится дорабатывать. Иногда - отдельно раму, отдельно детали и после этого собираем полностью аутентичный гоночный автомобиль. Кстати, две наши «Эстонии» скоро можно будет увидеть на стенде, посвященном «УГМК Моторспорт», в Музее автомобильной техники в Верхней Пышме. Наши классические автомобили регулярно пополняют его экспозицию.
- Кто может стать пилотом вашей команды?
- За «УГМК Моторспорт» выступают разные гонщики. Самому молодому 18 лет, самому опытному - 62. Молодые, как правило, продолжают семейное дело, это потомственные гонщики. Те, кто постарше, являлись участниками тех гонок, которые проходили еще в Советском Cоюзе. У нас много титулованных спортсменов, есть двухкратные и трехкратные чемпионы России. Когда я собирал свою команду пилотов, я видел, что они приходили на гонки, смотрели на машины и у них тряслись руки от того, насколько им хотелось сесть за руль.
- Кто самый звездный гонщик «УГМК Моторспорт»?
- Это Михаил Ухов, трехкратный чемпион России по шоссейно-кольцевым автогонкам, трехкратный чемпион Советского Союза по картингу. Сейчас он выступает на гоночном автомобиле в зачете «Формула Мондиаль», в этом году выиграл все три этапа чемпионата Moscow Classic Grand Prix и стал лучшим по итогам сезона. А вот Максим Пикулев совсем недавно закончил школу и поступил в МАИ, его отец раньше был автогонщиком и теперь помогает сыну в качестве механика. У Максима тоже много титулов.
- Вы сами - пилот гоночных «Жигулей». Расскажите, когда вы впервые занялись этим спортом?
- Это, как у всех, началось со школы – сначала был картинг, потом водно-моторный спорт, затем большой перерыв, и, когда удалось уже что-то заработать, появилось новое увлечение автомобильными гонками. Впервые на «Жигулях» я выступил еще в 10-11 классе: это был автокросс в Костроме, и я сидел за рулем «копейки».
- В каких еще гонках участвуют ваши ретроавто?
- География наших гонок очень широка: это и Москва, и Грозный, и Казань, Нижний Новгород, Рязань, Санкт-Петербург, Рига, Таллин. Венцом гонок на классических автомобилях считается «Историческое ралли Монте-Карло», которое в этом году пройдет в 21 раз и берет начало в соревнованиях 1911 года. Это одно из самых старых ралли, которое проходит на территории Франции. Туда съезжаются авто из разных стран – Швеции, Англии, Германии. Длится гонка почти целую неделю, проходит она зимой, в конце января по дороге протяженностью больше 4000 км со снегом и льдом. Ночью, днем, утром. Наша команда участвует там уже на протяжении восьми лет. Обычно мы выступаем на трех автомобилях "Ягуар".
- Почему важны гонки на ретроавтомобилях?
- Во-первых, поколение тех людей, кому больше 40, еще помнит старые гонки. Для них посмотреть на эти соревнования, вспомнить то, что было раньше, – это очень здорово. Во-вторых, на самом деле ретромашины едут очень бодро, и нельзя сказать, что это скучные гонки. Когда на старте в очной борьбе встречаются 30 машин, которые похожи друг на друга и все же чем-то различаются, это интересное зрелище.
Фото: пресс-служба УГМК