Свердловское управление МЧС подвело итоги пожарного сезона в лесах региона. Даже в спокойное время года, коим является сентябрь, лесничим пришлось ликвидировать 295 га открытого пламени в течение одной недели.
Одна из самых рискованных точек на карте области – Ивдельский городской округ. За прошедшее лето местные леса воспламенялись 28 раз. Авиационный мониторинг позволяет заметить 90% лесных пожаров в первые сутки и не допустить катастрофы.
А ЧП, связанные с пожарами, здесь помнят все. Восемь лет назад на территории заповедника «Денежкин камень» бушевала стихия. К началу августа площадь, охваченная открытым огнем, составляла 800 га. Всего пламя поглотило 2800 га и едва не перебросилось на близлежащие поселки. В тушении приняли участие 114 человек, 20 единиц техники. Воду сбрасывали с вертолетов.
Несмотря на усилия по тушению, погибло 3,3 га заповедного леса. В пламени заживо сгорели взрослые животные, а их выводок задохнулся в дыму.
«Мы ничего не потеряли», - заявила тогда директор заповедника Анна Квашнина.
Поводом для странных высказываний со стороны эколога послужили тщательные разбирательства в причинах произошедшего. Эксперты сходились во мнении: причина бедствия – развал кордонной системы. Предупредить катастрофу могла лишь четко выстроенная система охраны заповедника, однако при Квашниной механизм «усох» и крупный пожар был лишь делом времени.
Несмотря на возбужденные уголовные дела, руководитель парка сумела уйти от ответственности. Более того, аффилированные с Квашниной интересанты (бывший заместитель) даже сумели освоить почти 3 млн бюджетных рублей на «исследовании» последствий бедствия.
Время показало, что никаких выводов из произошедшего сделано не было.
В конце марта этого года на заседании местной антитеррористической комиссии и комиссии по ликвидации ЧС Квашниной было настоятельно рекомендовано предоставить спасателям план тушения лесных пожаров на территории «Денежкиного камня». Отписка в данном случае сработать не могла – бумаги личной подписью должен был утвердить высокопоставленный служащий МЧС Николай Попов. Руководство заповедника рискнуло и отправило спасателям бессодержательный документ. В МЧС послание изучили, возмутились и отправили на доработку, дополнив обширным перечнем замечаний.
Тогда сбросить ответственность за пожарную безопасность «Денежкиного камня» на спасателей не получилось. Новая попытка предпринята сейчас.
Известно, что Квашнина уже направила обновленный план тушения в МЧС. Как воспримут «исправленный документ» спасатели, пока непонятно. Тем более что за развитием событий следят еще и главы местных администраций. Ведь в случае повторения событий 2010-го года под угрозой снова окажутся близлежащие населенные пункты, а удача в этот раз может и отвернуться.
Сама Анна Квашнина особых проблем в происходящем не видит и дает понять, что роль МЧС в борьбе с пожарами преувеличивать не стоит.
«Органом, принимающим план тушения заповедника, является министерство природных ресурсов РФ. Комиссия по чрезвычайным ситуациям запросила и получила план тушения для сведения», - заявляет директор заповедника.
Мы направили официальный запрос в Главное управление МЧС России по Свердловской области с просьбой разобраться в ситуации и подтвердить либо опровергнуть информацию о том, что план тушения лесных пожаров в заповеднике «Денежкин камень» к МЧС не имеет отношения.
ОБНОВЛЕНО 09.11.2018
При подготовке материала ЕАН пытались дозвониться до директора заповедника "Денежкин Камень", однако ее телефон был выключен. Позже Квашнина обратилась в редакцию с требование реализации права на ответ. Приводим комментарий чиновницы.
- "Совещание, о котором идет речь в заметке, проводило не Свердловское управление МЧС, а комиссия по чрезвычайным ситуациям (ЧС) Североуральского ГО. Хотелось бы знать, какие эксперты сошлись во мнении, что причина пожара в 2010 году заключалась в развале кордонной системы, если в результате ряда проверок Минприроды РФ, Росприроднадзора по УрФО в период с 2001 по 2004 годы заповеднику «Денежкин Камень» было строго рекомендовано уходить от кордонной системы охраны. Именно такая задача была поставлена передо мною, новым тогда директором заповедника.
Уголовное дело, возбуждённое в 2010 году, было прекращено за ОТСУТСВИЕМ СОСТАВА преступления, и никто не «уходил от ответственности». Абсолютно неправдива формулировка, касающаяся освоения средств на изучение последствий пожара. Пожары – довольно важные для экосистем события, и все особо охраняемые природные территории стремятся исследовать их последствия. Совершенно непонятен вывод об аффилированости исполнителей. Какой бывший зам выполнял работы? Даже если бы исполнителем этой темы был «бывший зам», в чем конкретно аффилированность человека, состоявшего в какой-либо должности?
План тушения пожаров лесничества Государственный природный заповедник "Денежкин Камень" составлен в соответствии со ст. 53.3. Закона РФ от 04.12.2006 N 200-ФЗ, Постановлением Правительства РФ от 17 мая 2011 г. N 377, приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 16 декабря 2013 г. N 591) с изменениями и дополнениями от 19 апреля 2016 г., и утвержден 29 января 2018 года. План тушения пожаров заповедника согласно данным документам утверждается не МЧС, а вышестоящей организацией заповедника, то есть Минприроды РФ. Вывод автора заметки о бессодержательности документа не основан на фактах и является домыслом, так как у Плана тушения есть четкое определенное законодательством содержание.
План тушения, согласно перечисленным нормативным актам, согласовывается в локальном пожарном отряде, руководителем которого и является Николай Попов. Действительно, Николай Попов не согласовал План, выдвинув ряд условий: предложил в случае ЧС ограничиться привлечением сил пожарного отряда в количестве: 1 автомобиль АЦ40, 3 человека, 1 РЛО, 2 лопаты, 2 радиостанции. Однако, при возникновении ЧС, привлечение сил и средств определено Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 мая 2011 г. N 344 (с изменениями утв. постановлением Правительства от 29.06.2016 г. N 601). Учитывая малозначительность предлагаемых сил и средств пожарного отряда Североуральска, Министерство природных ресурсов РФ приняло решение утвердить план тушения без визы Попова Николая.
Добавлю здесь, что ежегодно уполномоченный надзорный орган, Росприроднадзор по УрФО, проводит выездную проверку готовности заповедника к пожароопасному периоду и тщательно проверяет готовность сил и средств, пожарного оборудования и документации."
Отметим, для всестороннего освещения ситуации, после получения комментария, мы задали госпоже Квашниной уточняющие вопросы, на которые она обещала ответить позже. Эти, открытые на данный момент вопросы, публикуем ниже. ЕАН будет следить за развитием ситуации.
- О развале кордонной системы мы узнали из опубликованной по результатам пожара статьи в газете "Новое слово" (2010 год, скрин-шоты готовы предоставить). Спикером там выступает Емельянов, бывший сотрудник заповедника, которого мы считаем экспертом в своей профессиональной области. Вопрос: правильно ли мы поняли из Вашего комментария, что ликвидация системы кордонов по распоряжению Минприроды и Росприроднадзора, была обоснованной? Не являлось ли это причиной того, что пожар был замечен слишком поздно? Как Вы считаете, сделали ли Вы все, что требовалось за 7 лет работы в должности директора заповедника, чтобы обезопасить его от пожара или минимизировать последствия? Если нет, то почему? Если да – какие конкретно меры Вы приняли?
- Уточните, был ли назначен исполняющий обязанности Вашего заместителя на время отпуска (Вы при этом также находились в отпуске), когда возник пожар. Кто отвечал за пожарную безопасность в заповеднике?
- Скажите, есть ли связь между однофамильцами, одна из которых является сотрудницей заповедника, а другая индивидуальным предпринимателем, получившим подряд на изучение последствий пожара? Почему Вы закрыли на сайте информацию о сотрудниках? Речь идет о Владимировой. Есть ли результаты исследования последствий пожара? Как мы можем с ними ознакомиться?
- "Бессодержательный" является оценочным высказыванием. Мы сделали такой вывод в связи с тем, что тушением пожаров в РФ занимается МЧС. Если инспектор МЧС не подписал предоставленный план, значит он был недостаточным. Нами отправлены запросы в МЧС и Минприроды. Мы просим ответить на вопрос, на каком основании Минприроды утвердило план в обход специалистов, которые в случае пожара будут заниматься его тушением. Если у Вас есть ответ на этот вопрос, вышлите его нам, пожалуйста.
- Как Вы считаете, почему Попов предлагает "малочисленные" по Вашему мнению средства для тушения пожаров, которые могут возникнуть на территории заповедника? С чем это связано? Будет ли этого достаточно в случае возникновения пожара, подобного 2010 году? Если Вы считаете, что средства малочисленны – Вы возражали на этот счет Попову? Что ответил Попов? Как мы можем ознакомиться с Вашими возражениями Попову и его ответом на них?
- Уточните, насколько был готов заповедник к пожароопасному периоду 2010 года? Почему стал возможен такой по мощности и рискам пожар?
Если следующим летом случится пожар в той же или настолько же удаленной от вашего офиса, точке заповедника – благодаря каким мерам, принятым Вами, он будет выявлен не через два дня и что помешает ему сжечь поселки Сосьва и Всеволодо-Благодатское, если ветер будет в направлении этих поселков?
Фото: pixabay.com