Свердловская область в ближайшие годы станет международным центром авиастроения. За счет новых производств особая экономическая зона «Титановая долина» наконец-то вернет в бюджет взятые миллиарды. Как заверил корреспондента ЕАН гендиректор экономической зоны Артем Кызласов, произойдет это уже скоро.
Уже почти десять лет вся Свердловская область пытается понять, чем занимается созданная еще при Эдуарде Росселе «Титановая долина». Потрачено без малого 3 млрд рублей, перекопан пустырь под Верхней Салдой, поставлена коробка административного здания. В народе и СМИ проект давно прозвали «черной дырой». И поэтому, когда в октябре руководство «Титановой долины» запросило у Заксобрания очередное финансирование и не смогло объяснить зачем, - даже лояльные областные депутаты едва не устроили бунт.
Как рассказывают источники ЕАН, фракция «Единая Россия» вообще переругалась на своем закрытом заседании, обсуждая этот вопрос.
«У нас даже министры эконом-классом летают, а эти — исключительно бизнес-классом», - кипятился в беседе с корреспондентом ЕАН один из участников, описывая возникшие споры и прозвучавшие вопросы.
Чтобы успокоить депутатов, сегодня руководитель «Титановой долины» Артемий Кызласов провел для промышленного комитета Заксобрания экскурсию-отчет, где рассказал об итогах работы и о планах, а частично и показал.
На сегодняшний день за «Титановой долиной» закреплено две площадки. С 2010 года они пытаются запустить металлургическое производство под Верхней Салдой, с этого года «в нагрузку» ОЭЗ передали еще 96 га бывшего аэродрома Уктус для создания технопарка. Последний три года развивался при участии УГМК без вмешательства руководства «Титановой долины», за это время здесь закончили проектные работы, развернули производство современных самолетов. В общем, в отличие от площадки под Верхней Салдой, есть что показать — ее и решили продемонстрировать депутатам.
«Снимать запрещено - гостайна!» - несколько раз сообщили гостям и журналистам представители «Титановой долины».
Производство представляет из себя два ангара, в которых ведется сборка самолетов. Производство по сути является «отверточным» - из комплектующих, изготовленных по чешской лицензии. При этом замгендиректора «Уральского завода гражданской авиации» Евгений Сергеев заверил депутатов, что удалось достичь уже 70% локализации самолетов модели Diamond. По его словам, импортными остались только фюзеляжи, да и те делаются из металла, отлитого в Каменске-Уральском.
Проектирование цехов заняло 2 года.
«Тут ангар, ворота во всю ширину ангара. Когда на улице -20, в помещении +25. И когда самолет закатывается или выкатывается, в помещении должно остаться +25. Необходимо было учесть множество технических решений», - пояснил Евгений Сергеев депутатам.
На возведение корпусов ушло еще 5 месяцев. «Титановая долина» зашла на площадку только в сентябре.
«Изначально этим занималась УГМК — они купили завод по производству этих самолетов в Чехии. Возник вопрос, куда это производство переносить. Рассматривалось три города, в итоге остановились на Екатеринбурге», - объяснил Евгений Сергеев после уточняющих вопросов парламентариев, откуда все взялось.
«Изначально этим занималась УГМК — они купили завод по производству этих самолетов в Чехии. Возник вопрос, куда это производство переносить. Рассматривалось три города, в итоге остановились на Екатеринбурге», - объяснил Евгений Сергеев после уточняющих вопросов парламентариев, откуда все взялось.
Производство идет очень успешно. Почти десяток самолетов уже стоит на взлетно-посадочной полосе, один из ангаров полностью забит готовящимися машинами, второй — готовыми к запуску. Производственные мощности составляют 20 самолетов в год, но могут быть увеличены при наличие заказов. Создано 500 новых рабочих мест. Стоимость самолета: от 80 млн рублей — за двухместный, размером чуть больше моторной лодки, и от 400 млн — за 19-местный, предназначенный для развития региональных перевозок.
- Тут Лукашенко Ту-154 за 150 млн предлагает, подержанный — 6 лет ему, - опешил от цен один из депутатов, участвующих в экскурсии. - Надо брать, видимо, - отшутился Евгений Сергеев.
С приходом «Титановой долины» развитие площадки остановилось.
«Имеющихся ресурсов хватает лишь на обеспечение трети площадей технопарка. Основная проблема с газом и электроэнергией. По газу относительно просто: надо проводить подключение. С электроэнергией сложнее: участок тупиковый, плюс здесь же расположен аэропорт Кольцово - свободных мощностей нет, необходимо строительство подстанции», - перечислил парламентариям трудности Артемий Кызласов.
По окончании экскурсии ее участники ответили на вопросы журналистов. В основном повторили уже услышанное.
- А деньги-то когда вернете? - поинтересовался корреспондент ЕАН у Артемия Кызласова. - В настоящее время площадка испытывает сложности, - попытался уйти от ответа руководитель.
Лишь после третьего вопроса топ-менеджер сдался: «В течение 6-7 лет в виде налогов и таможенных сборов. За этот год уже выплачено налогов на 200 млн рублей», - наконец нашел нужный ответ Кызласов.
Позже, правда, уже во время совещания в Заксобрании, директор «Титановой долины», повторив эти же цифры, уточнил депутатам, что не в течение 6-7 лет, а через 6-7 лет, когда перестанут действовать налоговые льготы для резидентов. До тех пор отчисления от них будут идти только по социальным налогам и с зарплатного фонда.
При этом выяснилось, что, готовя презентационные материалы, руководство совсем запуталось и вписало не известные им самим цифры. Так, в презентации значилось, что проект принесет бюджету 700 млрд рублей дохода. На вопрос парламентариев, за какой период, Артем Кызласов смутился: то ли миллионов, то ли миллиардов, то ли за 3 года, то ли за 20 — и пообещал уточнить.
При этом выяснилось, что, готовя презентационные материалы, руководство совсем запуталось и вписало не известные им самим цифры. Так, в презентации значилось, что проект принесет бюджету 700 млрд рублей дохода. На вопрос парламентариев, за какой период, Артем Кызласов смутился: то ли миллионов, то ли миллиардов, то ли за 3 года, то ли за 20 — и пообещал уточнить.
За 8 лет с момента начала проекта «Титановая долина» инвестиции в него составили 3,4 млрд рублей. В ближайшей перспективе, как заверяет руководство ОЭЗ, под Верхней Салдой развернется производство компонентов для самолетов из титана. Основной заказчик — корпорация Boeing, инвестиции которой в проект уже составили 5 млрд рублей. Обсуждается создание и некоего российского предприятия на базе «Объединенной авиастроительной корпорации», которое будет снабжать запчастями весь отечественный авиапром.
Одна из проблем нарушения сроков — санкции, наложенные США. По словам представителя ОЭЗ, к примеру, на площадке заявлен проект по производству очень востребованного в мире титанового порошка. Но половина инвесторов — американцы, им теперь нельзя, и потенциальное производство под вопросом. Если собственник не придумает, как быть, не найдет денег — ему грозит штраф в 5 млн рублей за нарушенное соглашение. Аналогично еще по четырем резидентам, ранее обещанным свердловчанам.
В настоящее время «Титановая долина» запросила из бюджета еще 700 млн рублей «на развитие». Именно в поддержку заявки и была проведена экскурсия для парламентариев — впечатлить и обосновать. Следом ждут ревизоров из областной Счетной палаты — чтобы все-таки выяснить, куда уходят деньги, где обещанные производственные мощности и почему сотрудники «Титановой долины» летают бизнес-классом.
Фото: Facebook.com/Особая экономическая зона "Титановая долина"