Агентство ЕАН с помощью экспертов продолжает подводить итоги недели. По традиции, в эту пятницу мы обсудили с нашими спикерами последние громкие события, произошедшие в стране и в регионе.
ДТП на Фурманова: мы окружены источниками повышенной опасности
Страшное ДТП на Фурманова в Екатеринбурге, произошедшее в начале этой недели, всколыхнуло общественность. Началась дискуссия о том, как уберечь пешеходов от водителей: предлагают и ограждения, и снижение скорости движения до 30 км/ч. Представитель комитета по защите прав автомобилистов Кирилл Форманчук уверен, что никакие меры принимать нет смысла, а от катастрофы никто не застрахован.
«Чтобы предотвратить пищевое отравление – можно прекратить есть, чтобы предотвратить катастрофу – можно перестать ездить на машине, поезде, летать на самолете. Чтобы избежать подобных катастроф впредь – можно оградить тротуары проезжих частей забором высотой в 5 м. Или можно пешеходов отправить ходить под землю, пусть там, как кроты, обитают, сделать им лаз, чтобы ползали там. Любой автомобилист был бы рад, если бы с дорог исчезли пешеходы, велосипедисты, мотоциклисты, грузовики.
Во всем мире происходят теракты с наездами на пешеходов. К сожалению, нельзя отделить одно от другого. Когда в древнем мире в первый раз столкнулись недавно изобретенные повозки – была бурная дискуссия о том, что нужно повозки запретить, но ничем это все, как обычно, не кончилось.
Мы окружены источниками повышенной опасности, с этим ничего нельзя поделать. Смертельно опасны даже велосипедисты: минувшим летом в Санкт-Петербурге один из них сбил насмерть ребенка. Но ничего не изменилось, велосипедисты продолжают спокойно ездить по тротуару.
Один человек за всю историю Екатеринбурга раз вылетел на тротуар, и все теперь обсуждают, что делать. У нас каждый день сотни человек гибнут в ДТП – почему это никого не интересует? А вы знаете, что в Свердловской области от умышленных преступлений погибает около 400 человек в год? То есть у нас минимум одного человека в день убивают. Однако почему-то общественность не обсуждает это так активно, власти не принимают мер, чтобы решить проблемы».
Бюджет-2019: не слишком ли красиво мы живем?
Свердловское Заксобрание утвердило в первом чтении бюджет области на следующий год. Сейчас депутаты утрясают с министрами на согласительных комиссиях детали, но основные параметры уже определены. Прежде всего: благодаря падению курса рубля регион стал богаче — поступления по налогам от ориентированных на экспорт уральских предприятий растут рекордными темпами. Прибыль решено пустить на мегапроекты. В этом году их целых четыре: новые вливания в «Титановую долину», строительство конгресс-холла и пристроя к филармонии. По мнению депутатов, деньгами можно было бы распорядиться и более рационально.
«Если говорить о бюджете, то есть и положительное, и, что называется, ложка дегтя, которая портит бочку с медом. Лично меня очень раздражают вопросы, связанные с молодежной политикой и так называемые имиджевые проекты: филармония, конгресс-холл, "Титановая долина". Все они на слуху, успели набить оскомину, и, хотя нас убеждают, что проекты нужны, польза их не очевидна.
В то же время есть и более насущные проблемы — та же вторая очередь метро, про которую ни слуху ни духу, хотя проблема давно назрела. Спорный бюджет: есть плюсы в виде увеличения финансирования на здравоохранение, сельское хозяйство, образование. Но есть и минусы. И тоже вопрос: несколько лет, к примеру, говорим о необходимости строительства школы в Сосьве — нам все говорили: вот будут деньги — займемся. Деньги пришли и почему-то опять куда-то уходят.
Но пока однозначные выводы делать рано. Велика вероятность, что на фоне сверхприбылей областного бюджета удастся убедить кабмин выделить деньги и на решение давно назревших проблем муниципалитетов области», - поделился с ЕАН впечатлениями от проекта депутат Вячеслав Вегнер.
Школьное питание: "реформировать нельзя оставить"?
В Общественной палате Свердловской области прошли слушания по проблемам продовольственного обеспечения школ региона. На мероприятии обсуждались вопросы качества поставляемых в школы продуктов, соблюдение сотрудниками предприятий питания санитарных норм и меры по улучшению ситуации.
Один из итогов: скандальное дело "Золушки" может обернуться масштабной реформой всей системы школьного питания в Свердловской области. Министр образования Юрий Биктуганов заявил, что проблемы всей системы в первую очередь связаны с особенностями 44-го закона, обязывающего выбрать поставщиком ту организацию, которая предложит за свои услуги наименьшую цену.
С министром согласен и сегодняшний собеседник ЕАН, директор специализированного учебно-научного центра УрФУ, экс-руководитель лицея № 130 Андрей Мартьянов.
«Наибольший вред системе школьного питания приносит, как это ни парадоксально, законодательство. Закон призван определять лучших из лучших, но критерием является цена. Побеждает тот, кто предлагает меньшую цену. А что такое маленькая цена? Мы же с вами понимаем, что качественное питание невозможно предоставить за меньшую цену. Это порождает цепь из многих звеньев, когда выигравший подрядчик, чтобы уложиться в определенную сумму, начинает искать поставщиков продуктов с наименьшей ценой, а это сказывается на качестве.
Более того, вся эта история с закупками поставила директоров школ в очень интересное положение. Подрядчик определяется по итогам конкурса: это организация, которая заходит в школу и предоставляет соответствующие услуги. Но система работает так, что за качество питания, при этом не будучи поставщиком услуг, все равно отвечает директор школы. Это самый жестокий парадокс, который породила система с закупками школьного питания.
То, что предлагает Юрий Иванович (Биктуганов – прим. ЕАН), – правильно. Наличие одного, может быть, нескольких, но государственных операторов питания способствовало бы решению этой проблемы. Проблемы застарелой. Проблемы старой настолько, насколько стара вся система госзакупок в целом».
Фото: pixabay.com