Закон о так называемой мусорной реформе вызывает все больше вопросов. Регионы официально заявляют, что не готовы к ее реализации, в территориях попросту нет сертифицированных полигонов. Власти признают, что в этой части изменения могут отсрочить на несколько лет. Главы городов официально требуют снижения уже утвержденных Региональной энергетической комиссией тарифов. Граждане при этом начинают задаваться вопросом, почему они должны платить по новым, повышенным в разы тарифам за старую услугу.
По мнению специалистов по защите прав потребителей, властям будет проблематично доказать, что неплательщик нарушил закон. Несколько аргументов в пользу такой позиции ЕАН изложил специалист, попросивший сохранить его инкогнито.
- Что не так с новой реформой с точки зрения ее легитимности?
- Закон очень дырявый и сложный для властей. Для того, чтобы требовать с жителя Свердловской области по 160 рублей за вывоз и утилизацию мусора, то есть больше 600 рублей в месяц за семью из 4-х человек, властям нужно доказать, что мусор в квартире был, услуга по его вывозу была оказана и стоимость услуги соответствует проделанной работе.
- Люди в квартире живут, производят отходы – разумеется, мусор есть…
- Я – сознательный потребитель. Как в Европе, пользуюсь шейкером и пищевые отходы, а это 40% мусора, спускаю в канализацию, за которую уже плачу по другой строке квитанции на ЖКУ. А остальной мусор увожу на растопку на дачу. Пластиком не пользуюсь принципиально, а бутылки сдаю. За что я должен платить?
Платить или нет за вывоз мусора по новым правилам: власти вступили в спор со спамерами- Похожая история была с введением платы за капремонт. Но неплательщиков быстро атаковали исками в суды, и все решения были против потребителей.
Тогда я буду складывать мусор в багажник и утилизировать в другой зоне. Звучит нереально, но юридически доказать, что я не прав, действительно будет сложно.
Свой определенный нормативами объём 0,2 куба отходов в месяц я в состоянии раз в месяц сам довезти до полигона. Закон этого не запрещает, и это главная его проблема.
- Власти уверяют, что «самоутилизация» запрещена, ведь у физлица нет лицензии на такую деятельность.
- Ерунда. Лицензия нужна юрлицу на право работать с отходами.
Мусор до попадания в бак - моя личная собственность, как хочу - так и распоряжаюсь им.
По логике чиновников, без лицензии я вообще не должен прикасаться к мусору?
- Средний тариф в 160 рублей, на ваш взгляд, адекватен?
- Нет. Человек по нормам за год образует 2,4 куба отходов, то есть в месяц 0,2 куба. Стандартный бак за месяц может наполнить только семья из 5-6 человек. С какой стати каждый из них должен платить ежемесячно за перевозку, если все вместе они за месяц собирают один бак ?
- В чем еще «темные пятна» реформы?
- Перевозка мусора до полигона - это только часть тарифа. Другая часть - это его сортировка, наличие которой также необходимо доказать. Подозреваю, что ее не будет.
Сегодня у нас остался лишь сортировочный комплекс в Каменске-Уральске с производительностью 4-5%. Почему я должен платить за несуществующую работу?
И, наконец, полигоны. У нас нет ни одной современной площадки, полностью соответствующей требованиям законодательства. Почему я должен платить за захоронения, нарушающие экологию региона? По новым расценкам – за старую по своей сути услугу? То есть сортировать они не будут, сваливать будут на старые площадки, а деньги брать новые, в разы большие. С какой стати ?
Сначала постройте современные сортировки и полигоны, затем включайте эти услуги в тариф.
Фото: pixabay.com.