Свердловские чиновники недолго горевали о проигрыше в борьбе за "Экспо". Подозревая, что шансы на победу не так уж велики, они подстраховались и еще летом подали заявку на проведение Универсиады–2023, понимая, что с этими международными мероприятиями нужно быть предусмотрительным, как с ягодами: «Одну ягодку беру, на другую смотрю, третью замечаю, а четвертая мерещится». Не прогадали. Универсиада почти на 100% пройдет в Екатеринбурге. Осталось дождаться голосования. Люди работают, Путин в курсе.
Что и кому она принесет? Разбираемся.
Деньги
Большие мероприятия приносят большие деньги. Это аксиома. Чтобы выбить из федеральных скряг хоть копейку, губернаторы идут во все тяжкие. Столица мировой клоунады? Легко! Всемирный слет пчеловодов? Обязательно! И дело вовсе не в престиже или уровне события, а в том, что под шумок за счет любого из них можно решить нерешаемое годами: мост там какой-нибудь построить или развязки. Цирк уедет, пчеловоды разлетятся, а дороги останутся.
228 млрд потратила Казань на свою Универсиаду-2013 и стала недосягаемо хороша.
В 80 млрд обошлась Красноярску только что прошедшая Универсиада. Новый мост, больница, дороги, благоустройство.
Екатеринбург вряд ли будет претендовать на меньшее. 80 млрд – два годовых бюджета – огромные для города деньги, на которые можно ой как разгуляться. В два с половиной раза больше, чем на мундиале. А ведь и за те футбольные 30 млрд было построено очень много.
Конечно, федералы дадут не все деньги: часть вложит бизнес, часть ляжет нагрузкой на областной бюджет, а значит, какие-то статьи расходов (надеюсь, не на школы и больницы) придется подсократить. Конечно, кто-то хорошо заработает. А кто-то - и очень хорошо.
Но все это мелочи. Главное, что Екатеринбург встретит свой 300-летие обновленным, посвежевшим, в меру упитанным красавцем в самом расцвете сил. А сама универсиада и ее инфраструктурное наследие станет прекрасным подарком для всех жителей города. Еще б метро получить - совсем бы лепота и слезы умиления.
Власть
И если мы, горожане, получим дивиденды хорошими дорогами и развязками, новыми дворцами спорта, чистыми и сверкающими улицами и праздничными фестивалями, то руководящие чиновники получат новые возможности, а значит, большие деньги и/или большую власть.
Универсиада для губернатора Евгения Куйвашева – это надежда на повышение, новый шанс перебраться в Москву. А если надежда не оправдается, то дополнительный козырь для переизбрания. Тут уж как пойдет. Полномочия его заканчиваются за год до Универсиады, в 2022-м.
Для мэра Александра Высокинского – прекрасная возможность выбраться из болота негативной повестки. При этом надо понимать, что и здесь есть свои нюансы. Универсиада – это волшебная палочка о двух концах. С одной стороны, она может поставлять хорошие новости и радовать публику, с другой - может привести к быстрому раздражению, если с этим позитивом переборщить.
В случае чрезмерного увлечения одной лишь Универсиадой неизбежны вопросы: «А что, в городе остальные вопросы уже решены? Других проблем больше нет?»
Полпред Николай Цуканов тоже может получить свою порцию плюшек, если под Универсиаду активизирует тему юношеского спорта в УрФО, замкнет на себя тему контроля федеральных денег, проверок многочисленных масштабных строек и пресечения неизбежных при таких объемах лихоимств и скверноприбытчеств.
Активный полпред запросто может оттянуть на себя софиты общественного внимания и различными своевременными инициативами. Ведь Универсиадой перечень престижных мероприятий не заканчивается. Можно спокойно, вслед за Казанью с Минском, заявляться хоть на юношескую Олимпиаду, хоть на Европиаду.
А можно пойти и по совсем оригинальному пути. Памятуя, что Екатеринбург расположен на границе Европы и Азии, попробовать вступить в Олимпийский совет Азии, чтоб заявиться на проведение Азиатских игр, в которых Россия принимать участие не может. Почему бы и нет? Больше игр – больше денег для города и области.
Работа над ошибками
Но какая же бочка меда без ложки дегтя? При всех достоинствах и плюсах есть в Универсиаде и минусы. В первую очередь в смыслах и оргвопросах. Товарищ, только что отработавший судьей на соревнованиях в Красноярске, рассказал о наболевшем.
Во-первых, без ответа остался вопрос: для кого же прошли эти игры? Для жителей? Зрителей? Спортсменов? Начальства?
Жители, благодарные за благоустроенный город, смиренно стояли в пробках и объезжали многочисленные перекрытия и заборы, которыми забаррикадировали все спортивные объекты.
Зрители и спортсмены путались в навигации и логистике, с трудом добирались до мест соревнований и страдали от дотошных досмотров по 5-6 раз за день. Меры безопасности были не просто суровыми, а какими-то драконовскими.
Билеты на трибуны было не купить, и не потому, что зрителей было слишком много, а потому, что самих трибун слишком мало. Так мало, что на церемонии закрытия нашей сборной не хватило мест и спортсменов рассаживали на ступеньках.
Во-вторых, ощущения праздника, сравнимого с Чемпионатом по футболу, когда весь город пел и плясал на улицах, не было даже в помине.
И, кажется, устали все: и организаторы - от бесконечных самолетов начальства, и зрители - от бытовых и организационных сложностей, и обреченные на победу спортсмены - от отсутствия даже намека на состязательность.
И выдохнули с облегчением, когда все это закончилось. Все, кроме свердловской делегации, у которой все только началось.
Опыт Красноярска необходимо анализировать и учесть.
И власти Свердловской области имеют замечательную возможность поработать над ошибками и сделать так, чтоб наша Универсиада стала не вымученным обязательным приложением к дорогам, дворцам и прочей красоте, а ярким, сочным и радостным карнавалом.
А если так не получится, то лучше провести ее по тишайшему эконом-варианту, а эти 80 млрд под шумок потратить на метро – сделать самый лучший подарок к юбилею Екатеринбурга.
Фото: Алексей Колчин специально для ЕАН, pixabay.com