Агентство ЕАН с помощью экспертов продолжает подводить итоги недели. По традиции мы обсудили с нашими спикерами последние громкие события в мире, стране и регионе.
Наполеоновские планы Екатеринбурга
На этой неделе был опубликован проект плана мероприятий к 300-летию Екатеринбурга, которое будет отмечаться в 2023 году. Документ занимает 48 листов. Масштабы воображения чиновников поражают: 12 станций метро, мосты и новые дворцы спорта, полный апгрейд главных парков и еще десятки «хотелок». Общая стоимость работ – свыше 244 млрд рублей. Большую часть средств мэрия надеется получить из федерального бюджета. Тем, не слишком ли много попросили чиновники, насколько реально получить эти деньги и что делать, если выделят меньше, мы поинтересовались у экспертов-архитекторов.
Бывший главный архитектор Екатеринбурга Михаил Вяткин считает, что в план включили даже не все, что можно было.
«Да, действительно, там много объектов из текущих планов, которые прямого отношения к 300-летию не имеют. Но город все равно намерен их выполнить. Они включены в юбилейный план для того, чтобы их выполнение находилось под особым контролем. Также в план вошли и объекты частных компаний – это сделано для того, чтобы простимулировать застройщиков закончить их в срок, не затягивать строительство.
В том, что план большой, нет ничего страшного, наоборот, если хотя бы на часть объектов из федерального бюджета дадут денег, уже хорошо. Я думаю, что мы даже не все включили. Например, там нет строительства нового здания филармонии, которое могло бы быть отличным подарком к 300-летию города.
Что сделать, чтобы получить финансирование по максимуму? Мы обсуждали с Аркадием Михайловичем (сенатором Чернецким, – прим. ЕАН) этот вопрос. На наш взгляд, надо создавать рабочую группу, которая будет жить и работать в Москве и постоянно доказывать, объяснять - почему, как и на что нам нужны эти деньги. Под лежачий камень, как известно, вода не течет.
Какой из списка объектов я считаю приоритетным? Если дадут денег не на все, что вероятнее всего, я бы в первую очередь реализовал что-то глобальное. В частности, я говорю о второй ветке метро. Сами мы ее не построим никогда!»
Его коллега, бывший архитектор Свердловской области Григорий Мазаев считает приоритетным дорожное направление.
«Нам нужно много всего, но если на финансирование всех нужд мы не получим денег, то, на мой взгляд, целесообразнее всего построить транспортные развязки. Это заметят все горожане, ситуация на дорогах станет лучше, не будет таких пробок. Посмотрите, проблема с развязкой у концерна "Калина" у нас не решается уже 15 лет! Это моя точка зрения, но у всех свое мнение, и каждый будет лоббировать свои объекты.
Дадут ли нам федеральные деньги? Не знаю. Я же не Ванга и не "спящий" Кейси. Но вообще город работает и на страну, и на область, и на себя, поэтому, думаю, финансирование должно быть из всех бюджетов», - сказал Григорий Мазаев.
Свердловчане в губернаторах: четвертый пошел
На этой неделе стало известно, что бывший глава свердловского правительства Денис Паслер назначен исполняющим обязанности губернатора Оренбургской области.
Это уже третий за последнее время уралец, который занял столь высокий пост. Ранее экс-мэр Нижнего Тагила Сергей Носов возглавил Магаданскую область, а свердловский справедливоросс Александр Бурков встал у руля Омской области. Это не единичные примеры. Ранее, до перевода в Москву, уральский чиновник Виктор Басаргин трудился губернатором Прикамья. Почему за последнее время сразу несколько свердловчан стали губернаторами, ЕАН поинтересовался у политтехнолога Алексея Швайгерта.
«То, что уральская земля талантлива на политиков высокого уровня, – это, скорее, шутка юмора. Я бы не стал говорить о такой закономерности. В данном случае имеют место ситуации конкретного выбора. Да, Паслер, Бурков, Носов несомненно обладают определенными личностными качествами, которые сыграли свою роль в этом выборе, но и роль случая здесь никто не отменял. Например, в Оренбургской области при обсуждении кандидатуры главы звучали совсем другие фамилии, Паслер даже в слухах не фигурировал.
Но этот выбор неплохой. Все эти люди – публичные политики, они умеют разговаривать с людьми, выходить к ним. Несмотря на то, что их назначил президент и они ждут процедуру выборов, они все равно выходят на диалог с народом. И это намного лучше, чем назначать безликих менеджеров и чиновников, которые боятся людей.
Но если смотреть по всем регионам, то никакой закономерности в назначениях нет. Посмотрите на Калмыкию – ее возглавил культовый кикбоксер Бату Хасиков. То есть во главе проблемного региона стал спортсмен! Если бы выстраивалась определенная линейка персон, типажей, все было бы понятно. А сейчас, в том числе при назначении Паслера, Буркова, Носова, все-таки определенную роль сыграла доля удачи и везения», - считает политтехнолог.
Школа с выгребной ямой во времена iPhone
На этой неделе разразился скандал с доисторической школой № 179 в екатеринбургском поселке Северка. Во время объезда отдаленных территорий депутаты обнаружили, что в туалете вместо канализации – выгребная яма. Это вызвало бурю возмущений у народных избранников, они заявили, что устаревшую школу надо снести. Идею уже поддержал глава Екатеринбурга Александр Высокинский. Действительно ли нужно принимать столь скоропалительные решения и не будет ли дешевле и проще реконструировать существующее здание, - эти вопросы мы задали экспертам. Мнения разделились.
Депутаты гордумы, строитель Владимир Крицкий убежден, что принимать неосмотрительных решений не стоит.
«Не надо делать поспешных выводов: сносить или не сносить. Сперва надо провести экспертизу, оценить состояние школы и потом уже решать: реконструировать ее или демонтировать. Нельзя так рубить с плеча: посмотрели и решили. Поэтому я серьезно этот вопрос даже не рассматриваю! Надо сначала изучить ситуацию, а потом делать выводы», - заявил эксперт.
Член Общественной палаты Екатеринбурга, экс-депутат Александр Смолин, напротив, считает, что школу нужно однозначно сносить.
«Какие могут быть выгребные ямы в школе в 21 веке, когда человечество вовсю осваивает космос и пользуется iPhone? Я поддерживаю идею снести здание и построить на этом месте новое. Это будет целесообразнее, чем реконструировать старое. Не исключено, что в школе, например, изношенные деревянные перекрытия, устаревшие спортзалы.
У города есть хороший опыт. Вспомните гимназию на Челюскинцев, состоящую из двух зданий. При реконструкции одно здание сохранили, а второе – со старыми деревянными перекрытиями – снесли и отстроили заново. Дети счастливы: они получили новую, современную школу со светлыми, просторными классами. Реконструкция, может быть, обошлась бы дешевле, но совсем ненамного. В среднем стоимость строительства определяется так: одно учебное место равно 1 млн рублей. То есть строительство школы на 600 мест обойдется в 600 млн. Реконструкция, я полагаю, будет стоить всего процентов на 20% меньше этой суммы», - говорит Александр Смолин.
Мария Трускова
Фото: Facebook.com Андрей Альшевских