ЕАН совместно с НКО «Межнациональный информационный центр» продолжают рассказывать истории обманутых мигрантов. Мы уже писали о том, как жители стран Центральной Азии, приезжающие в Свердловскую область, становятся настоящими рабами. Нередко у них забирают документы и принуждают к труду насильно.
На этот раз к правозащитникам обратилась женщина с вопросом, не касающимся оплаты труда и трудоустройства. Гражданка Таджикистана Мумина (имя изменено) пыталась законным путем приобрести патент на работу и разрешение на временное проживание. Однако из-за неграмотного консультанта в Федеральной миграционной службе женщина нарушила закон. Суд решил, что Мумина должна оставить в России своих детей, родных и вернуться на родину в полном одиночестве.
«Я гражданка Таджикистана. У меня два взрослых сына. Оба они являются гражданами России и проживают здесь. Оба имеют высшее образование. В Таджикистане я жила совсем одна. Поэтому и решила перебраться в РФ, к детям. В 2018 году я впервые приехала в Россию по приглашению, в город Сысерть. Это было 13 января. Тогда я пробыла семь дней и уже 20 января уехала обратно в Таджикистан», — рассказывает Мумина.
Женщине в России понравилось, и она решилась на переезд. Второй раз Мумина приехала в Свердловскую область спустя 90 дней, 20 апреля. Она планировала получить патент и разрешение на временное проживание. Для этого прошла медицинское обследование, собрала необходимый пакет документов. 20 апреля она обратилась в УВМ на ул. Сулимова, 46. Однако выяснилось, что документы подать она не может, так как на момент ее прибытия в РФ с последнего визита прошло 90 дней, а не 91. Именно так сказал Мумине сотрудник УВМ. По его словам, она снова должна пересечь границу и вернуться обратно. Однако на сколько дней женщина должна покинуть РФ, он не затруднился объяснить, посоветовав спросить об этом у других специалистов. А после этого попросил освободить место.
По адресу Сулимова, 46, где иностранные граждане могут получить консультацию и сдать документы на оформление своего статуса, работает несколько организаций – отдел УВМ, ФГУП «Паспортно-визовый сервис» и другие компании. Сотрудники этих организаций женщине не помогли, только пожали плечами. Не зная, что делать, Мумина обратилась за помощью к своим знакомым. Они посоветовали ей выехать на пару дней в Казахстан и вернуться обратно. Она так и сделала. После этого гражданка Таджикистана снова приехала на ул. Сулимова, 46, чтобы вновь подать документы. Специалисту УВМ она сообщила, что пересекла казахстанскую границу, пробыла там два дня и вернулась в РФ. Сотрудница центра посмотрела документы и паспорт и спросила Мумину, зачем она вообще пересекала границу? В этом не было необходимости, т.к. в январе она пробыла в России всего семь дней, которые никак не нарушили сроков пребывания.
Получается, что женщина могла приехать в РФ еще раньше, и это не было бы нарушением.
«Честно скажу, я была удивлена и возмущена. Но дело сделано, и надо было идти дальше. Девушка просмотрела мои документы и сказала, что все в порядке, надо только заплатить 11 тыс. рублей. Я заплатила ей их наличными, она удалилась с деньгами и моими документами, а когда вернулась, дала мне чек от 18.05.18 на 4728 рублей», — утверждает гражданка Таджикистана.
Мигрантка спросила, почему она заплатила 11 тыс., а чек получила на 4728 рублей. На что консультант ответила: «Так надо. Так все платят». При этом она посоветовала при получении патента проконсультироваться, как и с какого времени без ошибок оплачивать следующий авансовый платеж. Мумина получила патент 31 мая 2018 года. Сотрудники службы сообщили, что вносить авансовый платеж за него надо с 18 июля ежемесячно.
«По моей просьбе мой гражданский муж начал оплачивать не 18 июля, а немного раньше. 13 июля мы заплатили 9456 рублей, 13 августа — 14184 рублей, 13 ноября — 9456 рублей. Самое страшное случилось позже, когда муж обратился за продлением регистрации. Начальник полиции заявил: патент аннулирован еще в июне. И снова дали совет: съездить за границу и вернуться», — рассказывает женщина.
При этом Мумина о недействительности патента не знала, уведомления ей не приходили. Она опять прислушалась к совету, съездила на границу и вернулась, прошла медобследование, снова собрала пакет документов и пришла в ФМС. Там женщине сказали, что у нее есть нарушения и она должна заплатить штраф.
«Я пыталась выяснить, куда пропали деньги в размере 6272 рублей (из тех 11 тыс. рублей) – ведь я была уверена, что это и есть оплата вперед за патент, но ответа на этот вопрос я так и не получила. Я была согласна заплатить штраф, но оказалось, это можно сделать только после постановления суда», — говорит Мумина.
Как законопослушный гражданин, она обратилась к участковому по месту жительства, чтобы выписать и оплатить штраф. Он же сказал, что его дело – составить протокол и передать дело в суд для вынесения решения. В суде гражданка Таджикистана пыталась объяснить судье все обстоятельства случившегося, но ее даже не стали слушать. Рассмотрение дела заняло всего 5-10 минут.
«В течение этого времени просто невозможно исследовать все материалы. Считаю, что заседание было формальным. Кроме этого, к участию в деле привлекли переводчика, что меня очень обидело, так как я владею русским языком в совершенстве, имею два высших образования, полученных еще в советское время на русском», — возмущается Мумина.
Суд назначил женщине административное наказание в виде выдворения за пределы РФ и штраф 3 тыс. рублей.
«Мумина, являясь иностранным гражданином, нарушила режим пребывания в РФ по истечении определенного срока пребывания, тем самым совершила административное правонарушение (...) В целях исполнения назначенного иностранному гражданину наказания до принудительного выдворения за пределы РФ временно содержать ее в Центре временного содержания иностранных граждан УМВД России», — сказано в постановлении суда.
Уже находясь в Центре временного содержания иностранных граждан, подлежащих выдворению и депортации, Мумина решилась обратиться к правозащитниками, которые помогли составить обращение к уполномоченному по правам человека. Юрист «Миграция и право» МОО ПЦ «Мемориал» Ирина Некрасова помогла составить апелляцию на решение суда.
«Все мои нарушения произошли исключительно по вине сотрудников УВМ на ул. Сулимова, 46, которые не только ввели меня в заблуждение, но и фактически похитили у меня 6272 рубля, при этом убедив, что это плата за патент. И эти факты судом не рассматривались совсем. Кроме этого, меня с июня ни разу не уведомили об аннулировании патента, что и привело к нарушению сроков пребывания», — считает гражданка Таджикистана.
Юрист Ирина Некрасова заявила ЕАН, что подобные истории не редкость.
«В принципе довольно часто иностранные граждане узнают об аннулировании патента или, например, о сокращении срока пребывания, когда обращаются в УВМ по каким-то другим причинам. Уведомления об аннулировании не направляются иностранным гражданам. В результате правонарушение становится длящимся, и рано или поздно это приводит, как правило, к выдворению за пределы РФ», — считает специалист.
По мнению Некрасовой, возможность обжалования зависит от конкретной ситуации. В случае с Муминой, считает юрист, вероятность отмены постановления суда составляла около 50%. И, к счастью, областной суд меру отменил.
«Частая причина проблем иностранных граждан - "добрые советы" знакомых, соотечественников, что потом и приводит к нарушениям», — утверждает юрист.
С возвратом платежей за патент, который был аннулирован, ситуация еще сложнее. По словам Некрасовой, чтобы подать заявление на возврат средств, сначала необходимо подать налоговую декларацию за год, в которой отражено, что платежи производились. Это для иностранных граждан сложно само по себе. Кроме этого, мигранты после аннулирования патента в большинстве случаев покидают РФ и не успевают вернуть деньги.
Путаницу и проблемы, связанные со сроками пребывания и въездом-выездом мигрантов, подтверждает и Нурзида Бенсгиер, исполнительный директор НКО «Межнациональный информационный центр».
«В последнее время поступают обращения по поводу путаницы сроков въезда-выезда. Учитывая, что талон на бесплатное оформление патента на право работы в России получить практически невозможно, иностранцы вынуждены неоднократно переплачивать за услугу по оформлению пакета документов. Случай с гражданкой Таджикистана уникальный, так как она очень грамотно и подробно пыталась выяснить все нюансы процедуры оформления документов, однако все равно стала жертвой этой путаницы. Кстати, руководство ФГУП "Паспортного-визовый сервис" в лице руководителя Александра Луканина пыталось разобраться в ситуации, но, насколько мне известно, мало что удалось выяснить - неясным осталось, кто же неверно консультировал эту женщину, вынуждая на выезд, новый въезд и оформление нового пакета документов», — говорит Нурзида.
По ее данным, подавляющее число мигрантов вообще не понимают, как вести себя в подобной ситуации.
«Эта женщина грамотная, хорошо говорит по-русски, но подавляющее число мигрантов, столкнувшись с подобной ситуацией, не понимают, что происходит и как им себя вести. Ну и при всем благоприятном исходе конкретно в этом случае совершенно непонятно, как происходит возврат авансовых платежей НДФЛ за патент в случае, когда патент аннулирован? Люди платят немалые деньги за несуществующий патент», - утверждает руководитель правозащитной организации. Также мигранты жалуются на грубость и непрофессионализм сотрудников УМВ.
В настоящее время Мумина, не покидая пределы РФ, снова подала документы на оформление своего статуса и уже получила патент.
В Свердловской области в рамках реализации проекта «Бюро социально-правовой помощи женщинам-мигрантам и членам их семей» работает «горячая линия». С января 2018 года по февраль 2019 бесплатную юридическую помощь уже получили 1830 человек, из них 746 человек звонили на узбекскую линию, 858 – на киргизскую, 190 – на таджикскую и 36 – на общую.
На «горячую линию» помощи мигрантам можно обратиться по телефону 8-922-209-20-70.