В самом центре Екатеринбурга завершилось массовое многочасовое противостояние сторонников и противников застройки сквера возле Театра драмы. Стихийная акция из соцсетей вышла на улицы: идея огородить стройплощадку забором едва не привела к массовым беспорядкам. Конфликт успел обрасти первыми пострадавшими и задержанными. ЕАН публикует репортаж с места событий.
Протест родился в социальных сетях. В ночь на понедельник рабочие огородили площадку в сквере возле Театра драмы, которую власти области и города выделили для строительства храма святой Екатерины, хлипким забором из металлических прутьев. Активных горожан «ночная деятельность» возмутила, и активисты договорились «прогуляться» по скверу после рабочего дня – в 19:00.
В назначенное время горожане действительно собрались в назначенном месте. Число активистов одномоментно вряд ли превышало тысячу человек – в основном молодые люди. Нашлись, впрочем, граждане среднего возраста и даже пенсионеры (к ночи они разошлись). Главная тема разговоров - масштабы огражденной территории, которые поразили даже нейтрально настроенных «гуляк». Идею забрать у города, пусть и на время, с помощью ограждений два тротуара, явно не нужных для стройки, тоже никто не понял и не принял.
Спустя полчаса толпа сконцентрировалась возле заборов. Самые активные принялись раскачивать ограждения (в критические моменты охранники по ту сторону подхватывали падающий забор и водружали на место), скандировать лозунги. Граждане поддерживали кричалки вроде «Мы за сквер!», «Скверу быть!», «Это – наш город!» Политические высказывания одобрения не встречали.
Точки кипения ситуация достигла в 19:30. Осознав, что сотрудники ЧОП не окажут собравшимся никакого сопротивления, толпа свалила железный забор. Ограждения не были поделены по секциям: крушение одной части повлекло за собой падение сетки по всему периметру. Активисты с улыбками на лицах перешли границу забора.
Охрана тем временем живым кольцом окружила свой последний форпост – зеленую палатку посреди газона. К сооружению проведены электропровода и интернет-кабель, однако выяснить, что же находится внутри, так и не удалось. По слухам, внутри расположен втайне освященный «первый камень» будущего храма
Отметим, никакого насилия по отношению к охранникам активисты не применили. Горожане не позволяли себе ни толчков, ни тычков, ни плевков. Собравшиеся даже пытались переманить на свою сторону немногочисленных росгвардейцев и полицейских и выясняли у охранников, «с какой целью и за какие деньги» те согласились работать на своих нанимателей - «РМК-безопасность». За благородство «штатским» отплатили чуть позже.
Полиция сохраняла сдержанный нейтралитет. Призывов разойтись не звучало. По толпе пополз слух, что команду не накалять ситуацию полицейские получили от властей.
К месту событий прибыло несколько автомобилей Росгвардии, в одном из них – представитель старшего командного состава в звании полковника. Полицейские также послали на Драму своего представителя – известного по работе на митингах подполковника. Ни ОМОН, ни дополнительные отряды ППСП к скверу не прибывали.
На протяжении двух часов защитники сквера держали зеленый шатер в осаде. Ряды их постепенно редели, но возле входа со стороны долгостроя на Бориса Ельцина собиралась новая сила. В ее авангарде были бойцы во главе с известным спортсменом Иваном Штырковым. Атлет заявил журналистам, что приехал на Драму «погулять в погожий денек» с мирными намерениями.
Кулак «храмовой гвардии», по неофициальной информации, удалось собрать в считанные часы из активной молодежи спортсекций и районных «качалок».
Примерно в 22:00, будто по команде, бойцы организованно вошли на территорию сквера. Их «бригадир» выкрикнул: «Кто здесь за храм?» Спортсмены массово подняли руки. С лозунгом «Мы – за храм!» атлеты силой вытеснили неорганизованную толпу протестующих с территории сквера. В ход шли пинки, толчки, легкие, не акцентированные удары руками и ногами.
В считанные мгновения бойцы водрузили упавший забор на прежнее место. Полицейские сохраняли нейтралитет. Впрочем, "благодаря" нелестному обращению одного из «защитников храма» к сотрудникам при исполнении нейтралитет из «сдержанного» явно перерос в «вооруженный». Росгвардейцы заново водрузили шлемы на голову.
Часть протестующих осталась в итоге внутри ограждений фактически в роли заложников. На глазах корреспондента ЕАН «защитники храма» набросились на длинноволосого молодого человека. От линчевания парня спасли многочисленные камеры. Еще одна девушка долго не могла покинуть «отбитую территорию» - в страхе она стояла под камерами возле забора, требуя полицейского сопровождения. Сотрудник МВД вывел ее на улицу, но не сразу. Еще нескольких оставшихся внутри защитников сквера путем переговоров вытащили наружу журналисты. Помог и депутат Константин Киселев, присутствовавший на акции.
Огражденный забором сквер вновь превратился в крепость, однако осаждали ее уже с улицы. В ход шли взаимные оскорбления и выкрики. Впрочем, спустя некоторое время противоборствующие стороны начали выходить на небольшие диалоги.
«Мы защищаем свою веру», - чеканили спортсмены.
«Вы – наемники», - отвечали «храмоборцы».
Чуть позже один из атлетов каким-то чудом оказался по ту сторону укреплений и распылил содержимое своего газового баллончика. Гвардейцы попытались задержать нападавшего, однако его коллеги спешно подняли ограждения и затащили товарища обратно за забор.
В этот же момент один из протестующих против строительства получил травму руки. Молодой человек ободрал кисть о металлический забор. Его увезла скорая. Еще одного «храмоборца» задержала полиция. Отбить его толпе не удалось.
Перепалки между защитниками сквера и сторонниками храма продолжались еще долго. Последние выбрасывали из-за забора бутылки с водой и камни. Протестующие возвращали снаряды обратно. Полиции на месте акции будто бы стало меньше. Однако, как заметил корреспондент ЕАН, автобус с ОМОНом дежурил возле здания областного правительства. Еще часть гвардейцев затаилась в кустах.
Отметим, что гражданских чиновников участники этой истории так и не «почувствовали». Журналисты и политические подкованные горожане опознали заместителя полпреда президента Бориса Кириллова и директора областного департамента внутренней политики Антона Третьякова. Но они, скорее, просто мониторили ситуацию. Высокопоставленные политики и служащие конфликт проигнорировали. В частности, так и не приехал на место ЧП мэр города Александр Высокинский, хотя в какой-то момент противостояния толпа активно требовала его прибытия.
Инициаторы строительства храма останавливаться не собираются. Известно, что на их стороне - весь необходимый пакет принятых официальных решений, в том числе одобрение участников общественных слушаний. Как убедительный моральный аргумент в пользу строительства храма они приводят цифры: на недавнем молебне в поддержку проекта было более 8 тыс. верующих, а пасхальную службу на месте будущего строительства и вовсе посетили более 20 тыс. свердловчан.
Активных участников сегодняшнего ночного митинга, напоминают представители РПЦ, было немногим более 500 человек.
ЕАН будет следить за развитием событий.
Григорий Лейба