РИА «Европейско-Азиатские Новости» на ДзенеРИА «Европейско-Азиатские Новости» вКонтактеРИА «Европейско-Азиатские Новости» в ОдноклассникахРИА «Европейско-Азиатские Новости» в ТелеграмРИА «Европейско-Азиатские Новости» в YouTubeРИА «Европейско-Азиатские Новости» в RuTube
[18+]
Опубликовано: 24 мая 2019 в 13:07
Автор ЕАНовостиЕАНовости

Немецкие историки по-новому осмыслили Век перемен. Результаты работы – в Ельцин Центре (ФОТО)

В Ельцин Центре открылась историко-психологическая выставка «Власть чувств. Германия 19/19». Немецкие историки – мать и дочь Фреверт – попытались осмыслить события XX века в Германии через призму эмоций, знакомых каждому из нас.
В экспозиции представлены 20 интерактивных полотен. Каждое из них посвящено различным эмоциональным проявлениям – любви, страху, ненависти. Каждое из этих чувств подкреплено запечатленными в разных формах историческими событиями.
Тексты, фотографии, факсимиле и тщательно подобранные видеофрагменты, изучить которые можно воспользовавшись QR-кодом, дают возможность посетителям по-новому осмыслить поворотные вехи в истории немецкого государства.
«Смысл как раз в том, что мы пытаемся посмотреть на историю сквозь "очки человеческих эмоций". В этом – самая большая заслуга авторов этой выставки. Определенные исторические события оцениваются с эмоциональной точки зрения. И это - именно та особенность, которую в других исторических музеях вы не найдете. Дополнительную уникальность выставке придает и то, что оценку событиям в произведениях дают мать и дочь, а значит, зритель сталкивается с различиями восприятия истории несколькими поколениями» - рассказал на открытии выставки генеральный консул ФРГ в Екатеринбурге Штефан Кайль.
Действительно, попытки повлиять на эмоциональную оценку историко-политических событий обычно встроены в контекст самих экспозиций. Живой пример для екатеринбуржцев – экспозиции Ельцин Центра и музея «Россия – моя история», повествующие, казалось бы, об одних и тех же событиях, в одной и той же форме, но при этом с совершенно разных идеологических точек зрения.
В этом смысле выставка «Германия 19/19» - парадоксальна. Зритель, казалось бы, имеет дело с чисто субъективным восприятием исторической реальности. Но при этом он сталкивается с идеологией, что называется, лоб в лоб - авторы напрямую указывают ему, с какой эмоцией, по их мнению, были сопряжены исторические моменты.
«Спасение» от этого парадокса авторы попытались найти в сочетании противоположностей. На постере «Любовь» в равном масштабе размещены фотографии «Немец и еврейка, порицаемые за любовную связь. 1935» и «Американский солдат и его немецкая подруга в разрушенном войной Франкфурте-на-Майне. 1945-1946». И там, и там - любовь. Разница в условиях.
Строго говоря, в этой, возможно, неосознанной попытке сохранить объективность и заключается главная особенность выставки «Германия 19/19». Ведь в конечном итоге посетитель имеет дело не столько с «историей через призму чувств», сколько с историей самих чувств, раз за разом оказывающихся в определенных контекстах. Сострадание, страх, воодушевление, стыд сами по себе становятся "героями" и выходят на передний план. Обстоятельства, впоследствии ставшие историческими, на первый взгляд остаются лишь местом действия. Но не мы ли лучше всех понимаем, что порой место действия - точно такой же полноценный "герой" любого качественного повествования? Вспомним хотя бы Петербург у Достоевского или Довлатова.
«Те или иные события могли вызывать разные чувства? Да, это действительно так. Но это уже другой аспект, другая сторона. Конечно, мы понимаем, что различные исторические события вызывают разные эмоции у разных людей. Но эта выставка не об этом размышляет, не с этим конфронтирует. Важна в своем роде уникальная попытка осмыслить историю через призму человеческих эмоций», - объясняет генеральный консул Германии в Екатеринбурге.
Разумеется, в России подобное «вольное» обращение с историческим контекстом может вызвать определенные вопросы. Вспомним пример с масштабной кампанией против фильма «Матильда» либо с запретом комедии, действие которой происходит в блокадном Ленинграде. Уже в школьных учебниках к ключевым событиям русской истории приклеиваются вполне конкретные эмоциональные ярлыки-характеристики. Назвать это «осмыслением» можно лишь с большой натяжкой, ведь рефлексия всегда индивидуальна.
«Нам потребовалось определенное время после окончания Второй мировой войны, чтобы подступиться к осмыслению истории. Необходимо было в первую очередь преодолеть то, что в различных государственных органах оставались еще люди, служившие при Третьем рейхе. Невозможно было изменить сознание людей мгновенно. Начиная с 60-х годов 20 века в Германии очень серьезно занимались этим вопросом и мы, я думаю, хорошо с этим справились. Поэтому никаких проблем с тем, чтобы посмотреть на свое прошлое с разных ракурсов, у нас нет», - заверяет Штефан Кайль.
Куда приводит «рефлексия по-немецки» - на выставке «Германия 19/19» в Ельцин Центре. Экспозиция расположена на третьем этаже здания в Центре образовательных программ. Вход свободный.
almaceramica
Главные новости
Кто стал новым мэром Челябинска - биография Алексея ЛошкинаНадолго ли курс доллара по 100 рублейНеизвестные распространяют листовки об атаке на ЕкатеринбургОттепель не помешала строительству катка и ледового городка в ЕкатеринбургеИностранцы взяли штурмом миграционный центр в ЕкатеринбургеЧто это за часть в Екатеринбурге, где вместо СВО служат министры и депутаты