Проблемы и недоговоренности между мэром Екатеринбурга Александром Высокинским и назначившей его думой, копившиеся полгода, стали достоянием публики. На сегодняшнем заседании комиссии по бюджету за два часа споров с представителями мэрии депутаты успели огласить огромный список тем, которые до сих пор обсуждались лишь кулуарно. Некоторые претензии и вовсе прозвучали впервые. Подробности – в материале ЕАН.
Для понимания конфликта, разыгравшегося утром на заседании ключевой думской комиссии, напомним вкратце суть интриги. Накануне, 5 июня, комиссия по местному самоуправлению, возглавляемая Алексеем Вихаревым, отказалась утверждать предложенные мэрией поправки в бюджет по разделам «Культура» и «СМИ». Формально — протестуя против решения мэрии построить без обсуждения с ними «Музей ветеранов тыла» за 100 млн и создать административный медиахолдинг за 70 млн.
Из-за демарша депутатов под вопросом оказалось утверждение и остальных поправок в бюджет общей «стоимостью» 5 млрд рублей, почти все - трансферты из федерального бюджета. В случае отказа от денег руководство мэрии Екатеринбурга ждали скандальные разбирательства и отставки. Город же остался бы без новых школ, детских садиков и автодорог.
Всю ночь шли переговоры. Предметов для обсуждений было два: с одной стороны, юристы выясняли, достаточно ли будет для выноса на пленарное заседание положительного решения бюджетной комиссии, с другой — шла борьба за самих членов комиссии, их убеждали проголосовать «за».
Само заседание началось с доклада главы финдепартамента мэрии Анны Турунцевой об основных предлагаемых параметрах корректировок: доходы предлагается увеличить на 5,27 млрд, расходы — на 6,56 млрд рублей. Обширный перечень трат выглядел так: проекты комплексного освоения территории — 1,5 млрд, ремонт и строительство дорог — 1,5 млрд, ремонт и проектирование новых школ и детских садов — 981 млн и так далее. Плюс 250 млн — на проектирование долгожданной второй ветки метро.
В конце своей речи главный финансист ответила на вопрос о музее, вызвавший накануне столько споров.
«Предлагается сейчас эти расходы утвердить, а потом вместе решить, где строить. Предлагаю отметить это протокольно», - предложила чиновница компромиссный вариант.
Про медиахолдинг не прозвучало ничего. Лишь цифры расходов по разделу «СМИ» с не утвержденной комиссией Вихарева суммой в 125 млн. Как тут же выяснилось, правом вето комиссия по МСУ не обладает.
«Все комиссии, кроме нее, приняли решения на своих заседаниях. То, что у нас нет решения МСУ, не мешает тому, чтобы этот вопрос рассмотреть и вынести вопрос на думу. Давно у нас не было такого бюджета: почти 50 млрд. И бюджет у нас по-прежнему социальный — большая часть расходов на строительство школ и соцобъектов», - резюмировала председатель бюджетной комиссии Елена Бондарева.
Стоит отметить, что вечером 5 июня на вопрос о предстоящем решении она отвечала, что ей «нужно изучить документы». Слова же на заседании комиссии означали, что за ночь юристы нашли решение проблемы и теперь от нее зависит судьба мэрии и находится она в надежных руках.
Торжественность момента нарушил опоздавший к началу заседания депутат Александр Колесников: «А что будет, если мы не вынесем корректировку на думу?» В наступившей тишине было слышно, как у кого-то на пол упала ручка.
«Все трансферты идут на условиях софинансирования. Если не сможем выделить софинансирование — мы не получим средств, не будет возможности провести торги», - после небольшой паузы Турунцева нашла силы ответить спокойно.
И тут посыпались обвинения в адрес мэрии по благополучно замолчанному медиахолдингу. По всем его пунктам: от предполагаемых сайтов до создания 8 городских газет.
«Цена вопроса? 37 млн? Нам некуда их потратить, что ли? Не читает население газет, не надо себя тешить! Пенсионеры тем более — они радио слушают и телевизор смотрят, у них глаза слабые, чтобы читать! И вообще что за принцип? Создаем что-то новое, но депутатам говорить не станем?» - разбушевался Колесников.
Коллегу попытался успокоить депутат Владимир Крицкий, но Колесников его грубо попросил замолчать, и где-то в зале упала вторая ручка: грубить бывшему вице-мэру по строительству как-то не принято.
В ответ «политический» вице-мэр Екатерина Куземка представила развернутое описание видимого ею прекрасного будущего: создание специального сайта для обсуждения городских проектов населения, целенаправленный мониторинг соцсетей и сбор жалоб на городские проблемы, создание интернет-ресурсов для прямого общения чиновников и горожан по всем возникающим проблемам - от глобальных до покосившегося забора во дворе.
«Вы говорите, что пенсионеры не читают. На сегодняшний день у нас более 30 тыс. заявок лежит от пенсионеров — мы их не можем исполнить», - заявила вице-мэр.
Вообще про медиахолдинг и в мэрии и в думе говорили последние полгода, еще при предшественнике Куземки – Анатолии Гагарине. Конкретики, правда, действительно депутатам не показывали, но сам факт обсуждения темы — был. Другой вопрос, что настоящая проблема была не в этом.
«Причина не в том, что медиахолдинг создается, и не в памятнике труженикам тыла. А в том, что нет согласования планов с думой. Дума — это единственный орган, который избирается народом и который, к сожалению, не допускают к корректировке бюджета», - прервал споры спикер Игорь Володин, пришедший на заседании комиссии.
Прозвучало так, как будто спикер напомнил мэру Высокинскому, что у него «народного» мандата нет, ведь через прямые выборы глава города не проходил.
Можно считать, что спикер назвал настоящую проблему, из-за которой споткнулся бюджетный процесс мэрии Екатеринбурга. Пять лет назад, в самом начале работы предыдущего созыва, его председатель Евгений Ройзман, вопреки всем своим декларируемым заявлениям, продавил поправки, по которым горадминистрация получила право самостоятельно решать, сколько и на что тратить. В начале работы текущего созыва была достигнута негласная договоренность, что новых депутатов к дележу денег пустят. Спустя полгода этого так и не произошло, и именно эту претензию высказал Игорь Володин.
«Даже когда мы готовили программу 300-летия Екатеринбурга — на заседание совместной комиссии с правительством области депутатов туда даже не пустили!» - добавил спикер, подчеркнув тем самым, что гордуму по-прежнему не берут в расчет при обсуждении сколь-нибудь важных городских вопросов, связанных с финансами.
«Формирование бюджета происходит без согласования с депутатами. Сейчас корректировки в бюджет надо принимать — я согласен. Но в следующий раз бюджет 2020 года в таких условиях принимать нельзя», - финальная часть речи спикера означала ультиматум.
По факту это значит: депутаты соглашаются пойти на компромисс, но в последний раз. Можно считать, что это ключевой момент всего заседания — своеобразная «черная метка», переданная депутатами думского большинства капитану Александру Высокинскому через Игоря Володина.
Но пар депутаты выпускали еще примерно час. Так сложилось в традициях думы Екатеринбурга: когда принципиальный компромисс в ходе кулуарных переговоров достигнут — непосредственно на заседании можно проговорить все накопившиеся обиды.
Сначала, впрочем, еще пообсуждали медиахолдинг. Коммунист Роман Ступников потребовал от Екатерины Куземки, чтобы новая структура не просто сэкономила мэрии денег, но и приносила прибыль.
«В городе полно редакций, и все зарабатывают!» - заявил депутат.
Вице-мэр не только пообещала, что так и будет, но в качестве примера экономии рассказала новую подробность: у медиахолдинга будет своя «небольшая типография» за 6 млн, через которую теперь будет идти вся полиграфия мэрии. А затем и про предполагаемый тираж новых газет: 200-300 тыс. для общегородской, чтобы раз в месяц гарантированно «закрывать» все население города. И еще по 10-15 тыс. в неделю - для каждого из 7 районных изданий.
«Корректировки на 5 млрд, а мы все "катаемся" в рамках темы на 100 млн, - решил сменить тему обсуждений депутат Михаил Вечкензин. - У меня вопрос: мы обсуждали программу "Спорт в каждый двор" - хотелось бы знать, закладываем ли мы на это средства?»
Вопрос вроде бы был адресован опять же главе департамента финансов Анне Турунцевой. Но самом деле это еще одна давняя «больная мозоль» гордумы.
Осенью прошлого года, когда все только избрались, депутатам пообещали, что в рамках подготовки города к 300-летию им выдадут 1 млрд рублей на строительство спортивных кортов в своих районах. Те пообещали их избирателям и начали активно собирать заявки, некоторые, кто узнал об этом еще летом, даже свои избирательные кампании на этом построили. К декабрю стало известно: денег нет, - и прошел слух, что Игорь Володин выторговал в областном министерстве спорта финансирование только своих заявок.
Спикер тем временем честно попытался интересы коллег отстоять на заседании губернаторской комиссии по подготовке к юбилею, но безуспешно. Вот про этот инцидент Михаил Вечкензин и вспомнил, вбросив камень сразу в два «огорода», чтобы посмотреть, кто больше будет оправдываться.
После последовавшей перепалки между Анной Турунцевой и Игорем Володиным особой ясности не наступило: согласно позиции мэрии, чиновников неправильно поняли: строить корты во дворах за муниципальный счет нельзя по закону — это частная территория, но вообще от проекта никто не отказывается и понемногу деньги будут выделять, но не депутатам, а районным администрациям.
«Так и назвали бы: спорт в каждый район — зачем людей обманываете? Они же приходят теперь к нам, спрашивают: где обещанные спортплощадки во дворах?» - возмутился Александр Колесников.
Чиновники в ответ улыбнулись и развели руками. Тут Колесников обругал главу областного министерства финансов Галину Кулаченко — некоторые поперхнулись.
С подачи Вечкензина перешли и к еще одному обещанию, так и не выполненному до сих пор командой Высокинского.
«У каждого из депутатов есть наказы избирателей. Нам бы наладить коммуникацию с горадминистрацией, чтобы они включали их в свои программы. Потому что сессия подходит к завершению, но ни одного вопроса так и не было решено», - выступил вице-спикер Виктор Тестов, как и Игорь Володин, не входящий в состав комиссии, но пришедший поприсутствовать и высказать свою часть претензий.
И, опять же, еще прошлой осенью Александр Высокинский заявил депутатам, что со сменой команды в управлении города берется новый курс на взаимодействие с думой. Он обещал, что будет специальная структура, в которой у депутатов будет возможность обратиться с любым вопросом от населения. Спустя полгода в этом направлении не было сделано ничего, кроме сокращения сроков рассмотрения депутатских запросов с 30 дней до 25. По требованию, кстати, самих же депутатов.
Представители мэрии попытались оправдаться.
«Да у меня вот такая стопка ответов, которые я ежедневно подписываю по запросам депутатов!» - заявил первый заместитель мэра Александр Ковальчик.
И добавил, что чаще всего проблема связана с безграмотностью населения, которое обращается не по адресу.
«Вот в поселке Северка есть дорога на кладбище — она не на балансе муниципалитета, но жители ею пользуются. И отправляя своих "в последний путь", они не могут по ней нормально пройти — она вся раздолбанная. Ответ в муниципалитете простой: она у них не на балансе», - возмутился Виктор Тестов ответу Ковальчика по поводу безграмотности населения.
Первый вице-мэр в ответ пробурчал, что чиновники делают все от них зависящее. Но без конкретики.
Любопытно, что претензии депутатов, озвученные сначала Володиным, а затем и Тестовым, один в один напоминали те, с которыми в середине мая вышли на массовые митинги протеста екатеринбуржцы: власть не понимает, игнорирует, занимается отписками и принимает решения, ни с кем не советуясь, давя авторитетом. Даже «сквер» как место для Музея тыла обнаружился в этой дискуссии.
Видимо, о том же самом — о митингах в сквере - в этот момент подумал коммунист Роман Ступников, решивший разрядить обстановку и выступить с парой шуток.
«А на возврат Краснознаменной группы денег опять не заложили? Может, сэкономим на медиахолдинге? И что касается памятника труженикам тыла — мне непонятно: ну это не храм ведь, мне кажется, где ни поставь — везде нужен будет», - заявил коммунист.
Падающие ручки закончились, поэтому за храм его просто чуть не побили. Причем это единственное, где и депутаты, и сотрудники мэрии на уровне инстинктов оказались единодушны.
«Зачем ты этот храм трогаешь?!» - раздались возмущенные возгласы из разных концов зала.
Перешли к выступлениям. И тут, в общем-то, все оказались "за", хотя и с оговорками.
«Вопрос чисто регламентный, должны понимать: не примем — не будет трансфертов из бюджета. По разделам на каждой из комиссий обсудили, а принимать или не принимать на комиссиях — в регламенте не прописано. Надо выносить на думу. И мы сегодня не обсуждаем выполнение этих планов, но пусть сотрудникам мэрии будет стыдно, если они их не выполнят!» - резюмировал обсуждения Владимир Крицкий.
«Хотелось бы отразить мысль, чтобы администрация города более детально и качественно работала с думой. И мы пытаемся чаяния народа воплотить в жизнь. И, к сожалению, у нас не очень хорошее отношение — много отказов, порядка 80-90% по нашим запросам в администрацию! И по памятнику: для кого он? Для тружеников тыла? Вот, пишут труженики тыла, несколько тысяч: нам памятник не нужен — создайте нам условия для жизни. Но нет, нам захотелось памятник построить — мы построим. Администрация города ни с кем не советуется. Сейчас мы поддержим, но на будущее мое мнение такое: если такая же работа с думой продолжится, то принимать бюджет в конце года категорически не надо — вот мое решение», - еще раз, для закрепления, выдвинул ультиматум для Александра Высокинского Игорь Володин.
И подчеркнул, что в том числе и вопросы в комиссии по местному самоуправлению по медиахолдингу возникли из-за того, что «ни с кем из депутатов это не обсуждали».
Следом Александр Колесников высказал все то же самое, но уже в адрес персонально вице-мэра Екатерины Куземки, после чего еще раз обругал Кулаченко. Но все были уже уставшие — решили не обращать внимания.
«У нас сложилась система, в которой бухгалтеры командуют отраслевиками. А надо, чтобы было наоборот. Надо менять систему!» - завершил депутат свою речь вполне народным призывом.
Выговорившись, комиссия за корректировку бюджета проголосовала единогласно.
Игорь Чукреев
Фото: Facebook.com Екатерина Кузёмка