Конфликт бывшего директора екатеринбургского цирка Анатолия Марчевского с руководством российской государственной цирковой компании, вспыхнувший после отставки первого с занимаемой должности, можно считать исчерпанным.
Стороны нашли компромисс. Новое руководство компании предложило Марчевскому должность советника генерального директора. В новом статусе артист сосредоточится на работе с социальными и молодежными проектами.
О перспективах в новой должности, судьбе свердловского цирка и борьбе за честное имя Анатолий Марчевский рассказал ЕАН.
- Как протекал процесс по вашему делу?
- Никакой спешки не было, судья детально разобрался в том, что происходит. Могу только выразить благодарность за то, что все было в рамках закона, по справедливости и логике вещей.
Хочу сказать, что руководство, которое было - Иванов, Беляков, Бушкова, Браташ, Авраменко, - они очень много грязи и лжи вылили на меня в СМИ. Считаю, это было задумано. Произошел рейдерский захват лучшего цирка в Росгосцирке, как писала пресса.
На мой взгляд, предыдущему руководству цирк был нужен для решения собственных задач. Впервые за много лет цирк так долго стоял без работы: новогодние спектакли закончились в середине января, следующая программа началась в марте, потом опять почти два месяца цирк не работал. Интересно отметить, что большие перерывы делались перед гастролями программ, к прокату которых, как говорят в цирковой среде, Сергей Беляков имеет прямое отношение. Таким образом они в личных интересах рассчитывали увеличить сборы. В перерывах между программами на фасаде цирка размещалась реклама океанариума, совладельцем которого, как известно многим, является все тот же Беляков. Считаю, что это не что иное, как использование служебного положения. Многим цирковым это показалось не просто странным, но и возмутительным.
К сожалению, за несколько последних месяцев никаких улучшений в Екатеринбургском цирке не наблюдалось, цирк просто сделали бесхозным. Это был непростой период, который негативно сказался на настроении штата цирка, всего циркового сообщества да и жителей Екатеринбурга.
Именно поэтому решение нового генерального директора сегодня очень важно для всех. Оно свидетельствует о том, что намечен конструктивный и профессиональный подход в определении деятельности цирка, а не решение коммерческих задач в интересах отдельных лиц.
Конечно, предыдущее руководство Росгосцирка нанесло огромный вред всей цирковой системе и конкретно Екатеринбургскому цирку: меры, которые были приняты по отношению к цирку, были незаслуженными.
- О каких мерах идет речь?
- Сокращение штата – изначально было 285 единиц в штатном расписании, сегодня от этого количества осталось около 60. При этом обязанности были перераспределены, объем работы увеличен, а зарплаты уменьшены.
Сокращение творческого персонала цирка – оркестра, балета, режиссера – привело к потере творческой составляющей. Во что превратили цирк? В холодное, пустое здание. Они же сознательно это делали.
- А зачем это делалось?
- Вот это надо у бывшего руководства спросить. Они понизили себестоимость цирка до минимума, сократив штат. И цирк из некогда лучшего превратился в среднестатистический.
- Смена руководства - итог конфликта в Екатеринбургском цирке?
- Не могу это однозначно утверждать. Но знаю, что большинство цирковых очень остро вместе со мной переживало все происходящее. Сначала сократив должность, затем уволив меня, предыдущее руководство абсолютно дискредитировало себя в глазах цирковой общественности. Возможно, общее мнение тысяч артистов, сотрудников цирка было услышано.
Еще раз отмечу, что в этой истории я ни с кем не воевал, я защищался. Я защищал свою честь. Потому что несправедливое решение о моем увольнении пятнало мое честное имя. Я не боролся за должность. У меня была огромная поддержка артистов и города. Все же знают, что делал цирк, и знают, в чем меня незаслуженно обвиняли. Мои оппоненты искажали факты, подтасовывали документы, развернули травлю в СМИ – это грязные методы.
Многочисленные проверки не выявили нарушений. Претензии были только у работодателя.
- Ваша должность сейчас отличается от той, которая была?
- В общем, она по рангу выше. Я советник генерального директора Росгосцирка. Круг обязанностей шире и поэтому работать, думаю, мне будет еще интереснее. Находиться я буду здесь, в Екатеринбурге. Директором нашего цирка, вероятно, будет назначен другой человек. Но это не значит, что я оставлю без внимания то, что происходит с нашим цирком. Если это будет грамотный руководитель, то я, конечно, готов работать в тандеме.
Переезд в Москву не запланирован, так как я являюсь депутатом областного Заксобрания. У меня два года работы впереди. Надо до конца доработать созыв и выполнить свои обязательства.
- А потом уедете?
- Могу. А могу не уехать. Пока не знаю. В любом случае в новой должности я буду заниматься поддержкой детских коллективов, творчеством, фестивалями, социальными проектами. Я всех директоров знаю, почти всех артистов знаю. Наверное, будут возникать вопросы, которые мы будем совместно обсуждать и на решение генерального директора выносить.
- Люди, близкие вашим оппонентам, в цирковой системе остались?
- Их остается все меньше. Друзей, единомышленников гораздо больше. Приятно, что очень много цирковых деятелей радовалось моему восстановлению. Поздравили почти все директора, очень много артистов – писали, звонили.
- По Екатеринбургскому цирку как все будет решаться? Сейчас обязанности исполняет Авраменко...
- Я его пока не вижу. Как и не видят его работники цирка на протяжении долгого времени. Штатное расписание, естественно, будет корректироваться. Может, я кого-нибудь порекомендую. Может, минкульт порекомендует. Может, коллектив порекомендует. Время покажет.
- По коллективу?
- Зависит от поставленной задачи. Быть просто прокатной площадкой – нужен один штат. Создавать спектакли – другой. Нужно будет вернуть многие должности. Пока я не могу отвечать за то, каким будет штатное расписание.
У нас есть концепция о развитии циркового дела в России. Мы будем придерживаться этой концепции. В рамках этого мы будем принимать решения. Решений может быть много, но главное - чтобы они были подкреплены финансово.
Нужно проанализировать. После того, как мне конкретно поставят задачу, я уже смогу сказать, что здесь можно сделать. Приедет генеральный директор, все увидит, и мы уже будем решать.
- То есть всех, кого уволили, восстанавливать не планируется?
- Конечно, хотелось бы все восстановить. Но как это будет – будет понятно из задач. На мой взгляд, в работе нового генерального директора много конструктивных действий. Основой, безусловно, должно быть творчество, качественный спектакль, социальная направленность и доступность.
- Почему вас упрекали в том, что у нас не ставили свои постановки?
- Это ложь. Ни в одном цирке столько спектаклей не ставилось! Вранье сплошное, не хочу даже обсуждать. Как только прошла эта лживая информация, артисты начали в соцсетях выставлять фотографии многочисленных спектаклей, поставленных в нашем цирке, в которых они участвовали. Хочется спросить, что поставили мои оппоненты? Возьмите биографию Авраменко, что он сделал, пока был директором Самарского цирка? Что положительного для цирка в целом сделал Беляков? Сравните наши биографии.
- Как советник вы планируете руководителей на какой-то конкретный путь направлять?
- Это опять же зависит от поставленной цели и задач, необходимых для ее достижения.
- Вы упоминали проект по софинансированию ремонта в нашем цирке?
- Было бы замечательно, если бы это произошло.
Нижнетагильский цирк нужно взять как пилотный проект. Он лучший буквально во всем, в нем все продумано детально, до мелочей. Плюс он оснащен современным оборудованием.
Хотел бы, чтобы на такой же уровень поднялись все цирки компании, чтобы все было как в сказке. Дети это заслужили.
- Сколько на это нужно денег?
- Конечно, немало.
- То есть софинансирование все-таки нужно обсуждать?
- Насколько это вероятно, нужно уточнить у министерства культуры и губернатора. Когда будет проект, будет понятно, сколько на это денег надо. Нужно обследовать здание, посчитать, сколько все это будет стоить. Проектом уже занимаются. Насколько мне известно, он готовится. Будет экспертиза, затем - ценовая экспертиза.
- В итоге, если все реализуется, все будет как в Нижнем Тагиле?
- Будет современно: и с точки зрения управления зданием, и с точки зрения комфорта. Ведь этому зданию уже 40 лет.
- Многие критиковали то, как сделан фасад...
- Кто конкретно?
- В частности, журналисты.
- Это частное мнение. Решения принимают архитекторы, то есть - профессионалы. Если всех слушать, ничего не построишь. Критиковали, на мой взгляд, просто по заказу. То, что создано, создано для безопасности и комфорта. Архитектурные особенности цирка не были нарушены – барельефы сохранены, арки сохранены, цветовая гамма та, что дает ему нужную эстетичность. Советы должны давать профессионалы.
- До 1 июля вы как-то намерены себя проявлять?
- Никак. Собирать никого не планирую до 1 июля. Главное, что удалось доказать, - что все обвинения, выдвинутые в мой адрес предыдущим руководством, беспочвенны и бездоказательны. Теперь этих людей в Росгосцирке нет. Подобная атака была не только на меня. Но и на цирки Волгограда, Ростова, Рязани.
Для чего они это делали? Развитие цирка они видели так. Хотя я думаю, что гораздо больше развития их волновали собственные интересы.
- С "Баронетами" у вас сейчас нормальные отношения?
- У меня со всеми артистами нормальные отношения. С Гией Эрадзе у нас состоялась деловая встреча. Он все понял.
- Они жаловались на неразбериху с пожарной сигнализацией.
- И хоть один спектакль отменился? Нет. Это все делалось затем, чтобы вокруг меня создать негативный фон.
С моей стороны было предпринято все, чтобы цирк мог работать, и работать безопасно как для артистов, так и для зрителей. Проблема в том, что предыдущее руководство, вероятно, намеренно не реагировало на мои письма о необходимости проведения работ по обеспечению пожарной безопасности. Они создали эту ситуацию, чтобы зацепиться хоть за что-то и снять меня с должности. Хорошо, они добились своего. Меня в цирке не было полгода. Пройдите по зданию и посмотрите, что изменилось в лучшую сторону. Спросите у коллектива, лучше ли стало.
Иванов, став генеральным директором, нас всех обманул. И сейчас я готов перед всеми директорами цирков, цирковыми деятелями, артистами извиниться за то, что когда-то поддержал его кандидатуру. За 100 лет столько вреда не сделать, сколько они сделали за два года.
С приходом Владимира Шемякина в качестве ио генерального директора у нас появилась надежда. Кроме благодарности ничего не могу выразить в его адрес.
- Было заявление на тему отчуждения имущества...
- Я не нарушил ни один закон. Все документы предоставлены.
Инцидент исчерпан, иначе бы мировое не было подписано.
Все это было враньем. Как с враньем бороться? Только наличием документов. Вы поймите, оскорбили не только меня, а весь коллектив цирка, который добросовестно выполнял свою работу.
Беседовала Ольга Лобовикова