Свердловский областной суд обязал региональный минздрав закупить дорогостоящие лекарства для двух больных детей.
Рассмотрение апелляции сразу двух ведомств, федерального и областного минздрава, фигурирующих в скандальной истории, состоялось сегодня.
Еще в мае суд первой инстанции постановил обеспечить лечение Дианы и Демида Файдаровых, страдающих от редкого генетического заболевания. Годичный курс препарата стоит 96 млн рублей. Чиновники от медицины отказались закупать лекарство, хотя деньги в региональном бюджете на это есть. Пока идет тяжба, состояние детей стремительно ухудшается. Они уже не могут ходить, говорить и самостоятельно есть.
Шестилетняя Диана и пятилетний Демид еще три года назад ничем не отличались от здоровых детей. Потом у них начались припадки, похожие на эпилептические судороги.
Врачи поставили диагноз - нейрональный цероидный липофусциноз второго типа (НЦЛ-2). Это крайне редкое генетическое заболевание.
Вылечить его современная медицина не в силах, но недавно за рубежом выпустили препарат, способный остановить развитие болезни.
«Церлипоназа альфа» стоит баснословных денег – для двух детей курс приема на год обойдется в 96 млн рублей. Кроме того, препарат еще не лицензирован в России.
Тем не менее шанс получить его у семьи Файдаровых был. Есть механизм, позволяющий минздраву закупать лекарства, не включенные в список разрешенных в России препаратов.
Однако министр здравоохранения Свердловской области Андрей Цветков лично на приеме сообщил матери больных детей Зульфие, что ведомство не будет покупать «Церлипоназу альфа».
На сторону Файдаровых встала прокуратура, Российская детская клиническая больница и Счетная палата РФ, подтвердившая, что в региональном бюджете есть средства на покупку препарата.
Весной суд обязал федеральный минздрав профинансировать закупку, а региональный - обеспечить семью лекарствами.
Федеральный минздрав в жалобе указал, что не может профинансировать расходы, так как это будет нецелевым расходованием бюджетных средств. Закупку, по версии столичных чиновников, должен произвести свердловский минздрав. Точно такая же позиция у прокуратуры и областной Счетной палаты. Минздрав области же в своей апелляции говорит, что тратиться должны средства ТФОМС.
За четыре месяца с момента суда первой инстанции состояние Дианы и Демида сильно ухудшилось. Поддерживающая терапия не очень эффективна. Диана уже не может держать голову и самостоятельно есть. Демид с трудом понимает окружающих.
«Минздрав убивает моих детей. Детям все хуже, и, если они умрут, вопрос для чиновников решится сам собой», - заявила ЕАН Зульфия Файдарова.
Она считает, что чиновники тянут с закупкой. Даже если Диана и Демид получат лечение прямо сейчас, они останутся инвалидами. Но история судебной борьбы Файдаровых может помочь быстрее пройти этот путь другим семьям, чьи дети страдают (НЦЛ-2), считает Зульфия.
Сегодня суд отменил решение о том, что препарат должен закупать минздрав России, и возложил эту обязанность на областное ведомство. Тем не менее представитель регионального минздрава не смог пояснить Зульфие, когда именно она сможет получить препарат для своих детей.
ЕАН будет следить за развитием событий.
Антон Гуськов