Декриминализация семейного насилия, которая произошла два года назад, принесла свои плоды. Прекращенных из-за примирения жертвы и агрессора уголовных дел стало значительно меньше, но абьюзеры продолжают избивать своих жен и детей, порой доводя своих жертв до совершения преступления или самоубийства. Эксперты подвели неутешительные итоги отмены уголовного наказания для «кухонных боксеров».
В полиции заявляют, что не отмечают увеличения тенденции к семейному насилию после декриминализации – все показатели остались примерно на прежнем уровне, за исключением ситуации с детьми.
По словам заместителя начальника отдела организации деятельности подразделений по делам несовершеннолетних свердловского главка Лилии Буткевич, в регионе на учете участковых на сегодняшний день состоит 1500 проблемных граждан, которых регулярно навещают и проверяют стражи порядка. Эта цифра стабильная. А вот что касается детей, то случаев насилия над ними стало больше: если в 2018 году за первое полугодие было зафиксировано 24 таких случая, то в 2019 году цифра выросла до 32.
Еще одним тревожным фактором является рост числа возбужденных уголовных дел за повторное нанесение побоев домашними тиранами. Если в первой половине прошлого года было возбуждено 119 дел, то в этом году - уже 209, увеличение почти в два раза, говорит Лилия Буткевич.
Но несмотря на то, что уголовных дел стало больше, число судимостей падает. Доцент кафедры уголовного права УрГЮУ Данил Сергеев приводит федеральную статистику, согласно которой в 2017 году судимость за домашнее насилие получили 4 240 человек, а в 2018 – уже 1 957.
«Увы, судебная статистика не учитывает административных правонарушений. Нужно присоединить к этим цифрам полицейские данные и только тогда делать выводы. Но, к сожалению, административная статистика не публикуется. Исходя из криминологических исследований, в целом снижается уровень латентности домашнего насилия, то есть жертвы стали чаще сообщать о нападениях на них. Это произошло именно вследствие изменения закона, о домашнем насилии стали больше говорить», - заявил эксперт.
Заместитель директора кризисного центра «Екатерина» для женщин и детей, переживших насилие в семье, Ольга Селькова отмечает достаточно тревожный факт. После декриминализации за помощью в центр стало обращаться на 70% больше женщин – показатель увеличился почти вдвое.
«Огромное количество пострадавших стало обращаться с вопросами, что теперь делать. Особенно женщин волнует огромная сумма штрафа – 30 тыс. рублей, это часто неподъемная цифра. Плюс люди заявляли о повышении недоверия к сообщениям о домашнем насилии. Мы проводили исследование в женской колонии ИК-6 и выяснили, что на момент опроса там за убийство мужа отбывали срок 70 женщин. Из них 60% были жертвами своих мужей, а три в день убийства несколько раз обращались за помощью в полицию, но ее так и не получили. История каждой из этих женщин, которые стали жертвами, сводится к тому, что государство их не защитило. Наверняка вы знаете случай Валерии Володиной, которая выиграла процесс в ЕСПЧ против системы», - говорит она.
По словам Ольги, за минувший год в регионе 2 тыс. женщин и 150 детей стали жертвами домашнего насилия, но в эту статистику не попали те, кто совершил суицид. Очень печально ситуация обстоит с детьми: с начала года с собой покончили 11 несовершеннолетних, и все они жили в семьях, где бытовое насилие было нормой.
При этом свердловчанкам негде укрыться от агрессоров. В трех городах области есть всего 12 койко-мест в кризисных центрах, восемь из них - в Екатеринбурге.
Эксперты также опросили отбывающих сроки мужчин, которые осуждены за домашнее насилие. Большинство из них не считает, что бить детей, мастерить для них гробики и ящики для наказания – это преступление, посетовала Ольга Селькова.
По словам специалиста, родители часто бьют детей потому, что просто не умеют иначе воспитывать: они сами в детстве подвергались насилию. Это означает, что нужно проводить с проблемными семьями работу, учить родителей воспитывать детей без рукоприкладства. Но, к сожалению, профилактикой домашнего насилия в Свердловской области власти практически не занимаются. Для контраста кандидат юридических наук Денис Пучков привел в пример Новую Зеландию, где, если муж в процессе ссоры с женой просто ударил кулаком в стену, дом окружат вооруженные полицейские, которые выведут женщину и ребенка и увезут туда, где потенциальный агрессор не сможет до них добраться.
«А теперь просто попробуйте представить себе такое в России», - предложил Пучков.
Валентина Попова
Фото: pixabay.com