Российские школьники все чаще признаются в нетрадиционной сексуальной ориентации. Практически в каждой школе Екатеринбурга есть подростки, которые не скрывают, что они не такие, как все. И если продвинутые сверстники зачастую относятся к этому вполне нормально, то родителям трудно адекватно воспринять такую новость.
О том, как реагировать, если ребенок сказал, что принадлежит к ЛГБТ-сообществу, и почему у него вообще могли проявиться такие наклонности, в интервью ЕАН рассказывает психолог клиники «УГМК – Здоровье» Елена Долбина.
- Елена Викторовна, почему за последние пару лет число подростков, которые говорят, что они нетрадиционной ориентации, выросло в разы? Причем об этом заявляют не только старшеклассники, но и дети 12-13 лет…
- Считается, что только 10% населения на Земле – истинные гомосексуалисты. Все остальное – в большинстве случаев дань моде и эксперименты, зачастую вызванные переизбытком полученной из Интернета информацией.
Подростки всегда стремились в какие-то сообщества. Помните, раньше были готы и эмо? Теперь их нет, все это ушло, хотя тогда люди кричали: «Я истинный гот на всю жизнь». Сейчас пошло такое веяние моды, когда подростки массово заявляют о том, что они принадлежат к ЛГБТ-сообществу. Но, на мой взгляд, это тоже явление временное, и рано или поздно оно уйдет.
В большинстве случаев у школьников проявляется псевдогомосексуализм, особенно если речь идет о детях 11-13 лет. Первое понимание сексуального поведения происходит в 14-16 лет, а полностью оно формируется к 20 годам.
- То есть то, что происходит до 20 лет, – это поиски самого себя?
- Как правило, да. Тут многое зависит от того, как у ребенка складываются взаимоотношения со сверстниками. Часто бывает, что девчонкам проще с девчонками, мальчишкам – с мальчишками, и с теми, с кем они больше проводят времени, они и пробуют что-то новое.
Например, бывает, что девочки учатся целоваться друг на друге. Это просто эксперимент и совсем не говорит о том, что они нетрадиционной ориентации.
Также псевдогомосексуализм может проявляться в определенной среде – например, в кадетских училищах, школах только для одного пола. У мальчика в подростковом возрасте в разы больше половых гормонов, чем у мужчины. На любое прикосновение, образ, воспоминание может происходить эрекция. А раз девочек в окружении нет, это может проявиться и на мальчика. Это просто особенности физиологии, и ничего больше.
Кроме того, бывает, гомосексуализм проявляется после сексуального насилия, особенно если обидчики - люди из ближайшего окружения, которым подросток ранее доверял. Это очень серьезная травма, после которой ребенок может попытаться закрыться от противоположного пола.
Или если ребенок воспитывается в семье, где между родителями плохие отношения: например, отец унижает мать. И девочка, воспитываясь в такой семье, может просто бояться общаться с мужчинами.
До сих пор идут споры: кто-то считает, что гомосексуализм вызван врожденно-гормональными изменениями организма, кто-то говорит, что все зависит от воспитания.
На мой взгляд, это совокупность всех факторов. От сексуального воспитания в семье зависит очень многое.
Например, если у кого-то из родителей неприязненное отношение к противоположному полу, это может отразиться на поведении ребенка. В одном интервью певец Борис Моисеев рассказывал, что его мама хотела девочку, а не мальчика и поэтому в детстве наряжала его в платьишки и надевала бантики. Именно этим он и объясняет свою нетрадиционную сексуальную ориентацию.
В ряде ситуаций тягу ребенка к своему полу провоцирует именно недоработка родителей в плане сексуального воспитания. В семье часто не оговаривается, что секс - это естественная часть взрослой жизни, проявление любви, как у мамы и папы. А об этом нужно говорить, и с самого раннего возраста.
- С какого именно?
- Вообще с первых вопросов - когда ребенок в 4-5 лет интересуется, откуда он появился. Конечно, нужно дозировать информацию. Но к 9-10 годам все вещи нужно называть своими именами. В помощь родителям есть и книжки, описывающие физиологию, и литература по психологии.
Лучше всего разъяснить все вещи про секс до полового созревания, пока нет всплеска гормонов и ребенок нейтрально воспринимает информацию, как будто мы объясняем ему устройство автомобиля. В таком возрасте нанести ему психологическую травму такими разговорами практически невозможно.
- Что отвечать, если ребенок младшего школьного возраста спрашивает, кто такие люди нетрадиционной ориентации?
- На такие вопросы нужно реагировать нейтрально, не следует демонстрировать гомофобию. Стоит прямо ответить, что бывает и такая любовь, но при этом не давать ей никакой оценки. Тогда и ребенок не будет зацикливаться на этом.
Нужно учитывать и то, что обычно дети берут пример с родителей. Важно, как преподносит себя мама, насколько она женственна, как ведет себя папа. Если он открывает перед женой и дочкой дверь, помогает надеть пальто, делает комплименты, то, скорее всего, у девочки с детства в голове будет сформирована модель того, как должны развиваться отношения.
Если девочка воспитывается в неполной семье, где мама работает на трех работах, важно, чтобы она также получила опыт общения с мужчиной. Это может быть учитель, тренер, дедушка, дядя.
Кроме того, с детства надо делать упор на живое общение, чтобы ребенок не сидел безвылазно в телефоне или компьютере. Если он замкнут, надо его отправлять в кружки, школы общения, а не поощрять знакомства и дружбу в Интернете, когда непонятно, кто находится по ту сторону экрана. В кружках и секциях ребенок в любом случае найдет 1-2 человек, близких по душе. А бывает, подросток хвастается тем, что у него в соцсети 200 друзей, а в реальности он одинок.
У нас была пациентка, которая говорила, что она нетрадиционной ориентации. Девочка была изгоем в классе, у нее не было друзей, и она нашла отдушину в Интернете: познакомилась с девочкой, начали общаться, возникла «любовь», и теперь она мечтает вживую познакомиться с ней. Не исключено, что и тут имеет место псевдогомосексуализм, так как интернет-общение не должно замещать реальную жизнь.
В школьном возрасте родители еще могут скорректировать поведение ребенка. Есть опыт, когда мальчик демонстрировал женоподобное поведение. Но мама отдала его в секцию, где был харизматичный тренер, дала послушать Высоцкого, записала на психологические курсы, которые вели в паре мужчина и женщина - они демонстрировали, как должны складываться нормальные отношения. В результате мальчик захотел стать мужчиной и его поведение выровнялось.
- Если подросток приходит и прямо говорит родителям, что он нетрадиционной ориентации, как они должны реагировать на это?
- Конечно, первой реакцией на такое заявление будет шок. Он будет в любом случае. Но есть спасительные фразы, например: «Подожди, давай мы чуть позже вернемся к этому разговору». Нужно сделать паузу, выдохнуть, выйти в коридор, попить воды и вернуться уже в спокойном состоянии.
Первым делом необходимо поблагодарить ребенка за доверие: «Спасибо, что рассказал». А потом стоит вместе поискать информацию об этом, посмотреть, что пишут в интернет-сообществах, подумать, как вести себя дальше. Обсудить, стоит ли сообщать об этом другим родственникам – например, бабушке или лучше промолчать.
Также можно сказать ребенку, что все в жизни еще может измениться, привести такие примеры.
Но самое главное - сказать ребенку: «Какой бы ты ни был ориентации, я тебя люблю и приму».
Если в этот момент мама начинает вешать ярлыки: «Откуда ты такой взялся, ты позор семьи», - выгоняет из дома, то она сама толкает ребенка на этот путь. Куда пойдет ее сын или дочь в такой ситуации? Скорее всего, именно к объекту своей однополой любви.
Кроме того, такой реакцией можно нанести серьезную травму ребенку: он почувствует себя уязвимым, ущемленным, непонятым, могут даже проявиться суицидальные наклонности.
Запрещать что-то в таких ситуациях бесполезно. Любой запрет вызывает протест: скорее всего, подросток будет делать все то же самое, только тайком. А если это истинный гомосексуализм, то будет еще болезненнее. Нужно понимать: чем быстрее ребенок научится принимать себя таким, какой он есть, тем он будет успешнее.
- Если подросток не рассказал родителям о своей однополой любви, а они случайно узнали об этом сами, нужно ли как-то реагировать или лучше промолчать?
- Дети считывают эмоциональное поле, они почувствуют сами, что родителей что-то беспокоит. Поэтому маме лучше подойти и сказать: «Я в курсе ситуации (увидела или мне рассказали), не хочешь ли поговорить об этом?» Если ребенок ответит отрицательно, нужно ответить: «Я уважаю твое мнение, но мне бы хотелось это обсудить. Давай поговорим об этом, когда ты будешь готов».
- А как родители должны относиться к однополому избраннику ребенка?
- Общаться с ним, как и с любым другим приятелем сына или дочери. Узнать получше, познакомиться с его родителями. В первую очередь, это залог хороших отношений с собственным же ребенком.
- Стоит ли в такой ситуации вести ребенка к психологу или, может быть, родителям самим не помешала бы консультация специалиста?
- Что касается ребенка, то к этому нужно подойти деликатно. Нельзя кричать: «Тебя надо лечить, срочно пошли». К тому же за все время существование гомосексуализма таких людей пытались лечить самыми разными методами - и током, и гормонами, и ничего не действует. Уже доказано: это не болезнь. Поэтому психолог здесь будет работать не с этой конкретной темой, а поможет ребенку принять себя.
А вот родителям порой даже больше нужна помощь специалиста, так как многие из них воспринимают проявление нетрадиционных наклонностей у ребенка как личную катастрофу. Психолог поможет успокоиться и понять, что на самом деле не все так страшно и главное – это счастье ребенка.
Если же родителям только предстоит поговорить на эту тему с сыном или дочерью, специалист поможет выстроить грамотный и правильный разговор, чтобы не оттолкнуть от себя ребенка, не нанести ему травму. Самое главное, что нужно помнить, – это то, что любой кризис подросток в первую очередь должен переживать не где-то на улице или в Интернете, а именно в семье.
Беседовала Мария Трускова
Фото: pixabay.com