Екатеринбурженка развязала борьбу с ГИБДД из-за того, что ее автомобиль был поврежден при эвакуации. Она считает, что этот конфликт мог отчасти повлиять на изменение правил эвакуации в уральской столице. Подробности – в материале ЕАН.
В 2015 году Peugeot Ларисы Курбатовой эвакуировали с улицы Малышева. Когда женщина прибыла на штрафстоянку, то обнаружила, что передний бампер и левый подкрылок повреждены, присутствуют царапины на краске, на левом колесе отсутствует колпак. Автовладелица подала иск к эвакуаторщикам, но проиграла. На самом процессе она не присутствовала. А когда в 2017 получила решение суда о необходимости компенсировать издержки ответчику, поехала знакомиться с материалами дела. И увидела, что протокол осмотра транспортного средства сфальсифицирован.
“Протокол был дописан постфактум. В дописке содержалась информация о том, что повреждения присутствовали до эвакуации”, - рассказывает женщина.
Также были сфальсифицированы фото и акт о принятии машины на штрафстоянку. Так, снимки были сделаны не на Малышева, откуда увезли машину, а уже на парковке.
“Я знакомилась с материалами дела при приставах, при них же позвонила своему юристу, рассказала о ситуации. Соответственно, приставы все слышали и в дальнейшем доступ к материалам не давали”, - говорит Курбатова.
Тем временем ответчики, получив исполнительный лист, добивались ареста машины. Женщина пробилась на личный приема руководства ГИБДД и в службу безопасности ГУ МВД. После этого предположительно сфальсифицированный протокол был передан в Следственный комитет, а иск о компенсации за испорченный автомобиль - отправлен на пересмотр.
Однако и в ходе нового процесса нечестные игры продолжились. По словам Курбатовой, ГИБДД представила фото якобы с места эвакуации, а по факту – ксерокопии фото эвакуаторщиков. “Кроме того, инспектор менял показания: то говорил, что дописал протокол, то отказывался от своих слов. После экспертизы окончательно признал дописку”, - пояснила женщина.
Второй процесс Курбатова выиграла. Мировой судья судебного участка № 5 Октябрьского судебного района Екатеринбурга постановил взыскать с повредившего авто ООО “Уралтехсервис” около 23 тыс. рублей.
Однако на этом екатеринбурженка не остановилась. Она поставила перед собой цель добиться наказания для виновных в подделке документов, а также попытаться сломать ситуацию с нарушениями во время эвакуации авто в уральской столице. По ее мнению, они носят систематический характер, но бороться с этой системой готовы далеко не все – потому она продолжает жить.
“Нарушений, как я поняла в процессе разбирательства, масса. Так, вопреки регламенту, инспектора не приобщают видеозаписи к протоколу. Пообщавшись со многими сотрудниками ГИБДД на Степана Разина, 20, я поняла, что видеозапись при составлении протокола о задержании транспортного средства вообще не осуществляется. Инспектора осуществляют запись нарушения и хранят десять дней на своих личных телефонах. О том же, что они должны еще осматривать машину и вести видеозапись при составлении протокола, они вообще не знают. Знакомясь с материалами моего административного дела, мне прямо говорили: если мы будем все делать по закону, то работать будет некогда”, - утверждает Курбатова.
В поисках справедливости женщина обратилась в прокуратуру, центральный аппарат СК и в МВД. В ходе общения с органами выяснилось, что дописавший протокол инспектор Новиков В.В. из органов уволен. Также следком вынес УГИБДД представление об устранении “причин и условий, способствующих допущенным нарушениям инспектора”. Кроме этого, добиться пока удалось только отписок.
В частности, следственный отдел по Чкаловскому району фактически указал, что решение суда о компенсации за повреждения не говорит о том, что протокол был сфальсифицирован.
“Из объяснений Новикова установлено, что он никогда заведомо ложных показаний не давал. На автомобиле действительно имелись повреждения, причем были они еще до начала транспортировки. Законодательство того периода предполагало видеофиксацию только факта нарушения, а не процесса транспортировки… Следствие не может принимать решение о виновности Новикова на основании решения мирового суда”, - говорится в постановлении об отказе в возбуждении уголовного дела.
Такой же ответ дал Октябрьский следственный отдел, Кировский и Ленинский решение еще не огласили. Курбатова же заявляет, что готова изложить свою историю в центральном аппарате СК в Москве лично, а пока – подала заявление через интернет-приемную.
Между тем в августе в Екатеринбурге изменились правила эвакуации автомобилей. Так, если раньше ГИБДД выделяла инспекторов, которые ездили в одном автомобиле с эвакуаторщиками, то теперь увидевший нарушение инспектор должен сообщить о нем в дежурную часть. Уже оттуда поступает сигнал в службу эвакуации, спецмашина выезжает на место, эвакуаторщик встречается с инспектором и только после этого увозит автомобиль.
По словам Курбатовой, в ГИБДД ей намекали, что на принятие решения об изменении схемы повлияла и ее история – якобы новый порядок сделал работу инспекторов более прозрачной.
Но по мнению автоэксперта Максима Едрышова, причиной изменения порядка стало стремление неких заинтересованных и имеющих влияние на ситуацию лиц изменить расклад на рынке эвакуации. Промежуточным же результатом стало резкое сокращение количества эвакуируемых с улиц Екатеринбурга авто.
“Невооруженным взглядом заметно резко увеличившееся количество машин, оставляемых под запрещающими знаками. Показательный пример – улица Красноармейская напротив ТЦ “Антей”. Если раньше оттуда постоянно эвакуировали машины, то теперь все снова забито. Причиной же изменения порядка эвакуации стал, думаю, некий передел на рынке”, - считает он.
Получить комментарий ГИБДД на момент подготовки публикации не удалось. ЕАН продолжит разбираться в ситуации с эвакуацией неправильно припаркованных машин с улиц Екатеринбурга.
Александра Газизова