Ревдинский кирпичный завод – уральское предприятие, пережившее несколько эпох. Построенный на волне индустриализации, РКЗ не только не сгинул в перестройку и 90-е, но и прирос новым цехом с невероятной в советское время итальянской линией. Новое руководство завода считает, что 85 лет для предприятия – не предел, при грамотном управлении – у завода большие перспективы, учитывая собственную сырьевую базу и верные инженерные кадры.
Чем Ревдинский Кирпичный Завод выгодно отличается от конкурентов, почему кирпичный дом до сих пор не только дань традиции, но и эквивалент экологичности и надежности и как он планирует развивать предприятие – новый генеральный директор «РКЗ» Виктор Кушнарев рассказал в интервью ЕАН.
- Если мы говорим о строительном рынке, про квартиры, дома, кирпич - это до сих пор эквивалент качества?
- Да, и это обусловлено несколькими преимуществами. Первое – это физико-механические свойства кирпича. Это его прочность и высокая теплоэффективность.
Пока керамический материал может заменить только бетон, но бетон в нашем климате не самый лучший материал для ограждающих конструкций.
Второе – это, безусловно, потребительское качество жилья. Кирпич – это экологичный материал, он «дышит». У кирпича хорошая паропроводность. В малоэтажном строительстве – 2-3-4-5 этажей, - ответственный застройщик выбирает кирпич. Такие комплексы строятся, например, сейчас в Березовском, в других областных городах. В этом случае несущая и ограждающие конструкции выполняются полностью из кирпича, за счет этого жилье сразу можно приравнять к элитклассу.
И третье – это, все-таки, традиции. Традиционный взгляд сохраняется у проектировщиков, у архитекторов, у заказчиков. Традиционное понимание, что кирпич всегда лучше.
- Элитное жилье из кирпича - это определенный ценовый сегмент. Если есть задача сдавать определенное количество квадратных метров в год, то строить из кирпича невыгодно? Это слишком дорого для застройщиков?
- Если схема будет классическая – несущий бетонный каркас и ограждающие конструкции из кирпича, то себестоимость увеличится несущественно. Если говорить о строительстве целого квартала или крупной секции, то в валовом понимании – разница большая. Поэтому если отвечать на вопрос – можно ли в эконом-жилье ограждающие конструкции строить из кирпича, - то, на наш взгляд, можно и нужно.
Буквально вчера разговаривал с риелтором. Пошли первые отзывы на готовые дома, построенные 3-5 лет назад по альтернативным технологиям. Через пять лет дома входят в капремонт. Это частные дома, а что будет с многоэтажками, построенными по тому же принципу? Время покажет, но, на наш взгляд, есть о чем беспокоиться.
- Недавно в СМИ было выпущено несколько публикаций про завод ЖБИ, и наш экс-мэр Чернецкий, ныне сенатор, говорил о том, что за железобетонными конструкциями будущее в объемном строительстве. Как вы считаете, да или нет?
- Имеется в виду сборный железобетон? Технология, от которой отказались в 90-х годах, крупнопанельное домостроение?
- Да, все верно.
- Я вообще вырос в панельном доме и ничего плохого про такие дома сказать не могу. Конечно, тут вопрос в качестве панелей.
К тому же они устарели с эстетической точки зрения
Тем не менее, есть варианты, когда крупнопанельное домостроение сочетали с кирпичом. Такие примеры реализованы и в Екатеринбурге, и в Свердловской области. Работая в строительной компании, я участвовал в строительстве двух таких домов. Возводится несущий каркас и параллельно ведутся кирпичные стены. При такой технологии можно применять разнообразные архитектурные решения, например, «играть» с оконными проемами. Эстетически более интересен синтез, а не безликая коробка, созданная целиком из стекла и бетона.
При этом сохраняется скорость строительства, которая при массовой застройке крайне важна
- Завод и застройщики готовы к таким коллаборациям?
- Ревдинский кирпичный завод к участию в таких проектах точно готов. Мне известны примеры таких решений по Краснодарскому краю и по Ростовской области.
У РКЗ есть серийные решения, например, крупноформатные блоки, которые могут применяться в этом строительстве. К тому же мы базируемся на территории Свердловской области, у нас собственная сырьевая база, и в принципе мы можем изготавливать тот кирпич, который нужен архитекторам.
- Что касается ассортимента, и это действительно интересно. Потому что у обывателя есть представление, что кирпич – это и есть кирпич, нечто простое. Какие существуют другие виды и где они применяются?
- Классика, которая сложилась в нашем представлении – стандартные размеры кирпича, красно-коричневый цвет. И «новая классика», где эстетическая составляющая - это цвет, фактура, визуальные эффекты и их сочетание, а практическая составляющая – современные крупноформатные керамические блоки, эффективные утеплители между несущей стеной из блоков и кирпичной облицовкой, другие размеры облицовочного кирпича. К тому же у нас в ассортименте есть еврокирпич, особый вид классики. При применении еврокирпича снижается стоимость строительства. Общая масса брутто этого кирпича меньше за счет уменьшения его размера, при этом на фасаде это совершенно не заметно.
- С чем связано название?
- 5-7 лет назад появилась тенденция на удешевление строительства и материалов. Меньшая масса кирпича удешевляет логистику. Если масса груза меньше, то на одной машине можно увезти больше квадратных метров лицевой поверхности здания. Экономия на логистике, материале - экономия на цене. Европа демонстрировала примеры таких подходов. Отсюда название. На качестве здания и его стойкости к атмосферным воздействиям применение этого варианта никак не сказывается.
- Есть в планах дополнительное увеличение ассортимента?
Признано, что у РКЗ очень хорошая геометрия кирпича, прочность, стабильность в качестве. По физико-экономическим свойствам продукция нашего завода демонстрирует превосходство. Если говорить про лицевые свойства кирпича, в следующем году часть ассортимента мы будем снимать и замещать его, на наш взгляд, более востребованным, интересным и современным. Мы планируем ввести минимум два новых цвета в ассортимент, учитывая тренды и запросы потребителей.
Северная столица демонстрирует очень много нестандартных подходов. У них особый климат, влажность, поэтому, в принципе, Санкт-Петербург строит новые здания в основном из кирпича. Там есть сильные производители. И они для нас, так скажем, ориентир в плане ассортимента и качества.
Что касается Екатеринбурга, очень интересные кирпичные решения реализованы в микрорайоне Солнечный, за Керамикой. Та часть, с которой стартовало строительство, не пеноблок оштукатуренный, а именно кирпичные фасады. Смотрится очень необычно и презентабельно!
- Вы вводите новый ассортимент, новый цвет кирпича, рассчитывая, что из него будут строиться частные дома в первую очередь? Или какие-то невысокие дома, малоэтажные кварталы? Такой расчет?
- Покупатель керамического кирпича, как материала для строительства частного дома всегда будет нашим клиентом. Во-первых этому способствует традиционное представление россиянина о том, что собственный дом – это крепость, во-вторых кирпичный дом – это отсутствие затрат на последующее обновление и ремонт стен, и, наконец, такой дом выглядит статусно. Если бюджет строительства позволяет, наш соотечественник почти всегда выбирает кирпич. Это наш гарантированный сегмент, гарантированный потребитель.
- Расширяя ассортимент, Вы будете сами формировать вкус и спрос потребителя?
- Да, опыт показывает, что есть такая возможность. Не надо забывать, что кирпич сегодня, как это ни странно, выбирается не только по цвету и прочности. Наши покупатели - частные лица, выбирают глазами и тактильно, что для нас удивительно, конечно. Поэтому в последние годы пошел тренд на то, чтобы улучшать качество поверхности кирпича, качество фаски и углов. Мы научились делать кирпич красивым, хотя 99% этой «красоты» будет замуровано в тело стены.
- А как вообще это происходит? Частные лица могут приехать на завод и посмотреть, оценить, потрогать?
-У нас есть дилеры, которые работают с частными лицами, архитекторами, застройщиками. На их территории проводятся фокус-группы. Дилеры более плотно работают со строительными компаниями, которые как раз осуществляют застройки и точечно, и целыми поселками. Специалисты завода также напрямую работают с частным потребителем, со строительными бригадами. Налажена работа по претензиям, это тоже качественная обратная связь.
Мы не можем остановиться ни на секунду
- Сейчас на заводе оборудование в основном иностранного производства?
- На 90% оно зарубежного производства. Основное технологическое оборудование – роботы, манипуляторы, огнеупоры внутри печи – это, конечно, импортные комплектующие, но и российского тоже очень много. Передаточные устройства, толкатели, мешалки, транспортеры. Электрика практически вся российского производства. Но основное технологическое оборудование разрабатывается и производится в Европе.
- Когда завод был модернизирован полностью?
Это была маленькая революция – в советские времена поставить итальянскую производственную линию
В Свердловской области наш завод самый современный и самый «молодой» в свои 85 лет
- Первый цех просуществовал с 1935 по 2016-го. И закрылся после введения третьего?
- Да, но у нас был период, когда работали все три цеха.
- Почему приняли решение закрыть первый цех?
- Если коротко – из-за устаревших технологических решений. Там применялась классическая технология производства кирпича. Подъемные механизмы, а дальше – все вручную. В первом цехе на 50% процесс состоял из ручного труда. Сейчас в третьем цехе работает в три раза меньше людей. Во-вторых – низкая энергоэффективность. В-третьих – то, что мы называем суммарным износом. В советское время здания строились четко под техпроцессы. Небольшое, тесное здание. Сейчас технология подразумевает огромное здание под любую внутреннюю конфигурацию. Невозможно было осуществить модернизацию первого цеха без перестройки здания. Плюс гигантский износ за это время. Целесообразнее было закрыть и построить новый. К тому же третий цех дал новый крупноформатный продукт.
У Ревдинского Кирпичного Завода есть все ресурсы для развития
- Расскажите про коллектив, про людей, которые здесь работают. О своем впечатлении от заводской команды.
Поэтому у нас есть такие династии, в которых старшее поколение, например, были обжигальщиками в первом цехе, следующее – операторами, а их внуки сейчас работают в новом, третьем цехе или в лаборатории продукцию разрабатывают
Другая сторона медали – это то, что молодежь сейчас стала более мобильной. За счет этого они могут выбирать место работы, могут добраться на своем автомобиле до любого предприятия городского округа. Люди ездят и в Екатеринбург и работают на других предприятиях.
Городской округ по численности небольшой. Крупных производителей – то есть крупных заводов – четыре. По разным оценкам, от 1,5 тыс. до 2 тыс. жителей нашего городского округа ежедневно выезжают в Екатеринбург или другие города на работу. Поэтому очень острая проблема на самом деле с подготовкой. Это раз. Второе. Молодежь не понимает, что такое производство.
- И не хочет работать?
- Они просто не понимают такой сегмент, как производство. У них в голове нет образа завода. Ассоциации только с трубой, из которой валит дым. Тридцать-сорок лет назад ребенок приходит на проходную, несет мешочек, в мешочке - обед папе, маме или дедушке. Ребенок идет, смотрит – тут экскаватор работает, тут транспортеры шумят, тут заглянул, там поинтересовался. Что-то отложилось в сознании – сформировался образ.
- Вы сейчас свою историю рассказываете?
- Да. Имел, к счастью, такую возможность. У ребенка формируется представление, что там работают нормальные, живые люди, которые умеют улыбаться, шутить.
- Правильно я понимаю, что не хватает качественной пропаганды престижа рабочей профессии?
- Да. Значит, нет преемственности. Значит, количество династий рано или поздно будет сокращаться.
Рабочие, которые трудятся сейчас, – они все так или иначе поделены либо потеряны.
Прибавьте к этому несовершенство законодательной базы. Работодатель слишком рискует, если планирует организовать профориентационную практику на производстве. Я не зря вспомнил про мальчика, который обед папе несет. Риски очень большие. В общем, этим заниматься надо. И со старшими классами, и с техникумами, и с вузами.
- Есть два типа руководителей, которые приходят уже в сложившуюся команду. Первый тип – тот, кто подбирает команду под себя и от услуг части людей неминуемо отказывается, второй вариант – работает с тем, что есть, и доукомплектовывает команду со временем. Вы к какому типу относитесь?
- Ко второму. Для меня важен, если можно так выразиться, синергетический эффект. Возможно, на данный момент кто-то из руководителей подразделений и не соответствует моим представлениям об идеальном управленце. Для меня главное – видеть стремление к развитию, потенциал. Я за долгие годы пришел к определенным представлениям и моделям развития, но они есть в моем понимании. Их нужно коллегам разъяснять. У нас на предприятии идет взаимный обмен опытом. Это для меня крайне важно.
- Возвращаясь к производству – какие планы на 2020 год и дальше?
- Сейчас у нас в управленческом подразделении идет процесс планирования. Если говорить о более отдаленной перспективе, в результате анализа сложилось четкое понимание, что необходимо дооснащение третьего цеха. Модернизация даст возможность производить дополнительные виды продукции с гарантированным качеством.
- По объему производства какие планы?
- Мы наметили себе определенные вехи. Во-первых, закончить этот год с прибылью и стабильной командой. Следующий шаг – провести серьезную диагностику и ремонт оборудования. Если говорить о глобальной цели на 2020 год – реализовать все возможности завода: технологичные, интеллектуальные и рыночные. Следующий год станет годом стабильного развития. Он будет основой для 21-23 годов, в которые мы планируем модернизацию. У Ревдинского кирпичного завода есть потенциал для развития. Все ресурсы и возможности для этого есть. Первое – это потенциал работников инженерных службы, второе – производство на собственном сырье. Это серьезное преимущество, которое не имеют некоторые наши конкуренты.
Беседовала Анна Касюкова