Свердловская область с 2020 года вступает в эксперимент по внедрению налога для самозанятых. Согласно его условиям, граждане с годовым доходом до 2,4 млн рублей, предоставляющие платные услуги и не нанимающие работников, могут зарегистрироваться как самозанятые и платить государству при работе с людьми налог по ставке 4%, а при работе с компаниями — налог по ставке 6%.
О рисках и перспективах эксперимента ЕАН рассказал Сергей Козлов, член совета Свердловского областного Союза промышленников и предпринимателей, руководитель консалтинговой группы “Априори”.
- Сергей Николаевич, с начала 2019 года в эксперименте участвуют Москва, Подмосковье, Калужская область и Татарстан. На основании их опыта уже можно делать промежуточные выводы об удачности/неудачности эксперимента?
- Вообще люди довольно охотно выходят из "тени": только в Москве за год соответствующий статус получили, если не ошибаюсь, 180 тыс. человек. В других регионах активность пониже, но это же только начало.
- А по Свердловской области какие прогнозы?
- Я слышал разные данные: от 5 до 25 тыс. человек. Но я не думаю, что в первый год мы увидим какие-то потрясающие цифры. Скорее всего, в первую очередь упростить свое положение захотят те, кто сейчас находится на ИП. Потому что режим для самозанятых максимально прост, не требует сдачи отчетности. Это значит, что можно сократить расходы на того же бухгалтера, юриста. Понять, как жить в режиме самозанятости, реально, просто почитав закон.
-Изначально закон рассчитан на тех, кто находится в “сером” секторе. Но какой резон им выходить из "тени" и начинать платить налоги – даже если с организацией этого процесса не будет никаких сложностей?
- Понимаете, наши фискальные органы работают очень хорошо. Тем, кто работает “всерую”, по этой причине существовать становится все труднее. Безналичный расчет, электронные платежи занимают все большую часть рынка, отследить движение средств становится все проще. Теневикам труднее получить ипотеку, кредит. Клиенты тоже становятся требовательнее – всегда комфортнее получать услуги у легальных предпринимателей. И потом, не надо думать, что у нас люди все несознательные. Многие ведь остаются в "тени" именно из-за того, что процесс легализации в ИП, например, не очень простой. Сложности организации, отчетности, налогообложения накладываются одна на другую… С самозанятостью все просто.
И – да – мало-помалу к людям повсеместно приходит понимание, что вольница в рамках теневой экономики заканчивается.
- Обнаружились ли какие-то подводные камни закона во время действия эксперимента в других регионах?
- Некоторые организации начали переводить сотрудников в режим самозанятости, чтобы сэкономить на налогах и страховых взносах. Но и с этим налоговики работают – возвращают компании соответствующий действительности статус, в том числе и через суд. Налоговая служба у нас очень быстро всему учится.