Судьбу школьных лесничеств обсуждали в Уральском государственном лесотехническом университете на окружном совещании. В нем приняли участие руководители федерального агентства лесного хозяйства и региональных отраслевых департаментов, сотрудники представительства президента РФ в УрФО, преподаватели и руководители подразделений УГЛТУ, работодатели и наставники детских лесных организаций.
Движение школьных лесничеств появилось в СССР еще в 60-х годах прошлого века. Зарождалось оно на энтузиазме лесников и школьных учителей, которые активно проводили агитационную работу, занимались воспитанием подрастающего поколения и прививали детям любовь к родному краю. Вскоре участникам школьных лесничеств стали доверять реальные дела, направленные на сохранение, восстановление и защиту леса от пожара. За организациями даже закрепляли отдельные участки леса, где дети занимались почти всеми лесоустроительными работами. В годы перестройки школьные лесничества значительно поредели. И только в конце 90-х годов начался долгий путь по восстановлению и возрождению детского движения.
Федеральный инспектор аппарата полномочного представителя президента РФ в УрФО Руслан Садыков сообщил, что на территории округа в школьных лесничествах состоит более 3 тыс. детей. Лидерами по численности являются Тюменская область и Ханты-Мансийский автономный округ-Югра, сообщили в пресс-службе УГЛТУ. И это вполне закономерно. Нынешний руководитель вуза Е.П. Платонов, много лет возглавлявший отраслевой департамент, уделял большое внимание этому детскому движению в ХМАО-Югре. Проводились многочисленные конкурсы и слеты, ребята участвовали во всех акциях, среди которых всероссийские дни посадки леса, очистка родников и многое другое. Заместитель начальника управления лесного хозяйства и особо охраняемых территорий департамента недропользования и природных ресурсов ХМАО Галина Матросова в своем выступлении отметила, что в округе работа по поддержке детских организаций продолжается и делается все возможное не только для сохранения традиций, но и для развития движения. Привлекаются средства из бюджета региона, от лесопользователей и недропользователей.
Директор департамента лесного комплекса Тюменской области Николай Пуртов сообщил, что в их регионе разработан план совместных мероприятий со школьными лесничествами, а в бюджете региона заложена сумма на финансовую поддержку этой работы. Кроме того, руководство региона идет по пути подписания долгосрочных соглашений с предприятиями, которые в рамках своих программ развития берут под опеку детские организации.
Фактически по такому же принципу строит работу и Челябинская область. Первый заместитель начальника Главного управления лесами Валерий Нигматуллин отметил, что они планируют создать в каждом муниципальном образовании по одному школьному лесничеству. А пока ведомства, которые курируют лесную отрасль и образование, совместно разрабатывают программы и методические рекомендации.
Вообще вопрос о финансировании и поддержке школьных лесничеств стал если не ключевым, то одним из главных на этом совещании. К сожалению, в стране до сих пор не определен организационно-правовой статус этих организаций. Работа ведется фактически на голом энтузиазме. Большинство учителей, которые возглавляют организации, не получают доплат. Зачастую они сами изыскивают средства, чтобы вывезти ребят на мероприятия, слеты и даже просто в лес.
Все собравшиеся согласились с тем, что воспитанники школьных лесничеств – это максимально ориентированные в профессиональном плане ребята, которые могли бы прийти работать в лесную отрасль, на замену стремительно стареющих кадров.
Только в УрФО в лесном хозяйстве уже сегодня не хватает более 15 тыс. специалистов. А единственным специализированным высшим учебным заведением от Урала до Дальнего Востока является Уральский государственный лесотехнический университет. Именно здесь на протяжении почти 100 лет готовят профессиональных таксаторов, лесоводов, лесоустроителей, охотоведов, экологов, землеустроителей и других специалистов.
«Мы готовы уже сегодня адаптировать образовательные программы под потребности не только региона, но и отдельных предприятий, – отметил в своем выступлении врио ректора УГЛТУ Евгений Платонов. – Уникальный профессорско-преподавательский состав, научные школы позволяют нам готовить специалистов даже по индивидуальным запросам. Львиная доля образовательных программ направлена на подготовку специалистов для лесной и деревоперерабатывающей отраслей. Работодателям готовы предложить обучение специалистов по целевому набору, на который ежегодно вузу федеральным министерством выделяется большая квота. И выпускников школьных лесничеств мы бы хотели видеть в первую очередь».
В вузе созданы условия для непрерывного образования. Лесотехнический колледж УГЛТУ ведет прием с 9-го класса, на его базе готовят специалистов со средним профессиональным образованием. После его окончания у ребят есть возможность учиться на бакалавриате или специалитете, потом в магистратуре и аспирантуре. В рамках Центра дополнительного образования возможно повышение квалификации или переподготовка кадров, в том числе и по лесной отрасли.
Участники совещания подняли еще несколько вопросов, касающихся развития лесной отрасли. Это и работа над Лесным кодексом и подзаконными нормативными актами, которые нуждаются в экспертной оценке ученых из регионов, четко знающих региональные особенности лесопользования. Это и сохранение династий, и государственная поддержка работников отрасли по примеру той, которая оказывается учителям и врачам в сельской местности.
Начальник управления науки и международного сотрудничества Федерального агентства лесного хозяйства Владимир Дмитриев отметил, что подготовка высокопрофессиональных кадров для отрасли необходима. И в этом смысле поддержка движения школьных лесничеств как никогда актуальна, так как именно оттуда приходят школьники с осознанным выбором своего будущего. В этой части инициатива УГЛТУ в части курирования взаимодействия всех участников и заинтересованных лиц в развитии детского экологического движения, безусловно, будет поддержана. Вуз возьмет на себя также разработку методических рекомендаций и программ по подготовке и обучению наставников.
Итогом совещания стала принятая резолюция, которая направлена в Федеральное агентство лесного хозяйства и полномочному представителю президента РФ в УРФО Николаю Цуканову.