В Екатеринбурге военные следователи, несмотря на карантин, продолжают в обычном режиме вызывать на допросы граждан. Более того, под угрозой ареста они удерживают подозреваемых в следственном отделе, несмотря на то, что те боятся заразиться коронавирусом. Об этом ЕАН рассказал председатель коллегии адвокатов «Сентенция» Игорь Шаргородский, подзащитные которой оказались в такой ситуации.
С июня 2019 года военный следственный отдел по Екатеринбургу расследует уголовное дело о хищении сухпайков и иного имущества, по которому проходят в качестве обвиняемых пять военнослужащих. Делом занимаются первый замруководителя отдела подполковник юстиции Сергей Царелунга и старший следователь-криминалист капитан юстиции Вячеслав Петриков.
Петриков на 27 марта пригласил обвиняемых и их адвокатов для ознакомления с постановлением о назначении лингвистической экспертизы телефонных разговоров, записанных контрразведчиками еще в начале прошлого года.
«Адвокаты не смогли присутствовать в связи с внутренними мероприятиями, которые планово проводились в коллегии. Об этом следователь был уведомлен заранее. Однако, несмотря на отсутствие защитников, он удерживал троих обвиняемых в следственном отделе до 21:40 и даже вызвал сторонних адвокатов, но от их «юридической помощи» наши доверители отказались. После этого Петриков назначил еще два времени для ознакомления с тем же постановлением, где должны присутствовать обвиняемые и защитники, на 30 марта и 2 апреля – дни, которые официально объявлены нерабочими», - рассказывает Игорь Шаргородский.
Он уведомил следователей о том, что коллегия адвокатов до 6 апреля, согласно решению президента России, не выполняет заявок по делам, не отнесенным к категории безотлагательных.
«Я несу ответственность перед доверителями, сотрудниками коллегии, их семьями и окружением. Лингвистическая экспертиза прошлогодних звонков на девятом месяце расследования к безотлагательным точно не относится», - пояснил Игорь Шаргородский.
Отметим, что за 9 месяцев это первые случаи, когда адвокаты не явились к следователям. Однако, несмотря на это, Петриков все-таки вызывал обвиняемых накануне, 30 марта, и удерживал их в отделе до 20:20, говорит защитник. При этом, как ни странно, следователь пренебрежительно отзывался о принимаемых властями карантинных мерах. Об этом свидетельствует аудиозапись, сделанная одним из обвиняемых.
На ней слышно, как обвиняемый говорит, что боится заразиться коронавирусом, так как по долгу службы обеспечивает питание 38 воинских частей, и просит приостановить расследование до 6 апреля, когда люди смогут вернуться к работе.
Но Вячеслав Петриков с уверенностью заявляет в ответ, что 6 апреля не станет рабочим днем.
«Выходные для того, чтобы сдержать пандемию. От этой пандемии карантином невозможно вылечиться. Это только для того, чтобы здравоохранение не загнулось», - говорит он и добавляет, что если сейчас заполнить военный госпиталь больными, то будут лечить только высокопоставленных лиц, а обычные, вроде двоих обвиняемых сержантов, «помрут, потому что им (нецензурное слово, - прим. ЕАН) пилюльку не дали».
«Сейчас людей вообще из гражданских больниц выпинывают. Даже с пониженными лейкоцитами. Человек может инфекцию легко подцепить, а ему говорят: «Иди отсюда, надо койко-место освобождать», - заявил Петриков, отметив, что не хочет затягивать расследование и не понимает, почему адвокаты отказываются работать в этот «якобы карантин».
Защитник Игорь Шаргородский, считая такие действия неправомерными, обратился к оперативным дежурным военной прокуратуры и следственного управления ЦВО, однако реакции на эти звонки пока нет. Более того, следователи почему-то отправили обращение адвоката в военный следственный отдел по Чебаркульскому гарнизону, который не имеет отношения к данной ситуации.
Отметим, что рассмотрение дел в связи с пандемией российские суды уже приостановили. Следователи пока работают, но, как сообщил ЕАН пресс-секретарь следственного управления СКР Александр Шульга, с соблюдением мер предосторожности. В частности, при контактах с людьми они должны надевать маски и использовать антисептики. На военных следователях масок не было.