ЕАН с помощью экспертов продолжает подводить итоги недели. По традиции в эту пятницу мы обсудили с нашими спикерами последние громкие события, произошедшие в Екатеринбурге, Свердловской области и мире.
Рак или Covid: хоспис в Екатеринбурге могут на время прикрыть
Хоспис в Екатеринбурге может на время сменить прописку. Об этом на уходящей неделе заявили представители работающего с ним «Фонда Ройзмана». С одной стороны, помещение нужно для борьбы с коронавирусом, а это сейчас проблема номер один, с другой – наверное, можно было поискать какие-то другие варианты.
Нюта Федермессер, автор проекта ОНФ «Регион Заботы», учредитель фонда помощи хосписам «Вера» считает, что такими мерами коронавирус не победить.
«На мой взгляд, решение переселять екатеринбургский хоспис при наличии других площадей в городе - поспешное и не слишком взвешенное. Если бы в регионе были исчерпаны все другие ресурсы, то эту меру можно было бы понять. Но, к сожалению, во время пандемии смертность от онкологических и других тяжелых заболеваний не уменьшается нигде в мире. Пациенты по прежнему нуждаются в помощи хосписа и сильнодействующих обезболивающих 24/7. Я бы поняла, если было бы приостановлено строительство нового хосписа, но закрывать действующий — неверно.
Как бы ни был страшен для нас всех сейчас коронавирус, исключение из системы оказания медицинской помощи самых слабых и уязвимых, видимо, на основании того, что итак умрут, является свидетельством бесчеловечного отношения к болезни, старости и немощи. Именно пожилые паллиативные пациенты наиболее уязвимы для Covid-19. Вспомните одну из самых мудрых русских пословиц: «Скупой платит дважды». Сейчас пациенты хосписа отправлены по домам, где, возможно, находятся и их близкие с бессимптомным протеканием коронавируса. Или их перевели в городские больницы, куда с большой вероятностью уже поступили или поступают инфицированные Covid-ом. Риски заражения сильно возрастают с каждым днём. И такими мерами коронавирус не победить.
Я хорошо понимаю, почему выбор руководителя системы здравоохранения Екатеринбурга пал именно на этот хоспис. Он расположен в здании бывшей инфекционной больницы, каждая палата там представляет собой «минибокс» – помещение с отдельным предбанником, изолированным туалетом и возможностью наблюдать пациента через окно из коридора. Это удобно и любые противоэпидемиологические мероприятия там осуществлять намного проще.
В свое время это здание нуждалось в срочном ремонте, и было отремонтировано на благотворительные деньги, для того, чтобы там открылся хоспис. В хосписе комфортно, чисто. Благодаря регулярным пожертвованиям вкладывать дополнительные средства на ремонт не нужно. Забрать этот хоспис сейчас - это простой, дешевый и очень негуманный способ для достижения цели - отчитаться наверх о быстром развертывании дополнительных коек.
Я понимаю, что властям и врачам Екатеринбурга приходится каждый день принимать сложнейшие решения, и оценивать те или иные принятые меры отсюда, из Москвы - непросто. Но я точно знаю, что при человечном подходе человек, умирающий от коронавируса, и человек, умирающий в хосписе, представляют одинаковую ценность.
Я точно знаю: хоспис нужен и пациентам, и их близким, и городу, потому что во время пандемии никому не должно быть страшно, больно и одиноко. И при этом полагаю, что любой человек зараженный коронавирусом, попавший для лечения на койку перепрофилированного хосписа, будет в ужасе от того, в какие стены попал. Страх, паника, суеверия, - все это будет мешать ему выздороветь, а врачам - оказывать помощь. Пока не поздно, это решение стоит пересмотреть.
Вся наша жизнь – онлайн: легко ли взять и «уйти в интернет»
Екатеринбург потерял первомайскую демонстрацию, День победы, «Ночь музеев» и «Ночь музыки». Непонятно, что будет с Венским фестивалем и Днем города. Приметы времени - «Бессмертный полк» на балконе и «Библионочь» в онлайне.
Руководитель группы компаний «Ньютон», сопродюсер джаз-клуба EverJazz Алексей Глазырин начал работу в режиме СМИ, он берет интервью и проводит онлайн-концерты. И для бизнеса, и для любого другого проекта переход в онлайн-формат — это не просто новая оболочка, это принципиально новая модель взаимоотношений с заказчиками, говорит Алексей.
«Не думаю, что сейчас перед всеми встал вопрос: «уйти в онлайн или умереть». Каждый должен для себя четко решить, для чего нужен онлайн-формат: это новая модель бизнеса, это рекламный инструмент или это развлечение. Я не верю каждому второму, кто говорит, что сейчас переведет свой бизнес в онлайн. Нет сейчас таких устойчивых бизнесов, которые завтра по щелчку выйдут в онлайн. Это не новая оболочка, это принципиально новая модель выстраивания отношений с заказчиками, передачи продукта и монетизации.
Для рекламного бизнеса, бизнеса организации мероприятий, концертного бизнеса, которые составляют суть моих проектов, я не вижу возможности монетизации. Я принял решение пойти в онлайн и работать в режиме СМИ. Я вижу в этом некую социальную функцию: чтобы люди оставались дома, и оставались в хорошем настроении. Одновременно я сохраняю бренд EverJazz.
Начальник управления культуры Екатеринбурга Илья Марков дал свой личный прогноз, по которому массовые мероприятия восстановятся 1 августа. И предприятия будут открываться так же, как закрывались, с введением норм на квадратный метр. Перед закрытием EverJazz работал при условии не больше 50 человек в помещении, то есть на треть мощности. На тех же условиях, скорее всего, будут открываться заведения.
Для джаз-клуба — это очень тяжелый срок. Это предприятие, у которого есть арендные платежи, коммунальные расходы, затраты на персонал и другие траты. Полгода в изоляции приведут к краху, если не найти других вариантов заработка. Мы понимаем, что наши зрители не могут к нам прийти, а я не настолько безумен, чтобы устраивать подпольные вечеринки. Но за последние тридцать лет мы пережили слишком много всего, и если называть это время мрачным, то получится, что мы пережили очень много мрачных лет, много кризисов, которые могли либо сделать нас сильнее, либо убить. Что бы ни происходило, надо искать какие-то выходы из кризиса».
Выживет креативный: как ресторанный бизнес переживает самоизоляцию
Уже месяц жители Свердловской области не могут посещать любимые кафе и рестораны. О том, какие заведения в условиях самоизоляции оказались в наиболее выгодном положении, а какие пострадали больше всего и каков рецепт выживания, мы поинтересовались у известного екатеринбургского ресторанного критика Якова Можаева.
«После месяца изоляции глобальные выводы делать рано. Мы видим, что очень быстро в ситуации сориентировался фаст-фуд, который оперативно организовал окна выдачи еды. Хотя они тоже жалуются, но они оказались в наиболее выгодном положении. Заведения побольше ориентируются на суперлояльность своих постоянных клиентов. А сложнее всего сейчас тем, кто зарабатывал за счет трафика – это заведения, которые располагались в торговых центрах и других в местах с большой проходимостью людей.
Если Роспотребнадзор, как сейчас говорят, разрешит заведениям открыться, но обслуживать только по пять столиков и не больше, их это не спасет. Все понимают, что количество посадок – это количество чеков. Весь персонал выйдет на работу, чтобы обслуживать только пять столиков вместо двадцати? Невыгодно.
Какой рецепт выживания? Пожалуй, правильная формулировка своей концепции в доставке блюд. Например, сеть Simple Coffee ввела электронные сертификаты для своих клиентов (покупаешь один за тысячу рублей, второй на такую же сумму – в подарок). И, видимо, в этом есть смысл, они смогли выплатить зарплату своим сотрудникам.
Сейчас все зависит от уникальности предложений, от политики собственников – шанс выжить имеет каждый.
Сколько заведений не переживут этот кризис, я прогнозировать не берусь. Кто-то пишет, что 50%. А на основании чего такие выводы? На мой взгляд, такие заявления безосновательны», - сказал Яков Можаев.
Рестораны действительно сейчас изобретают все новые способы сохранить свои позиции. Об этом же нам сообщил пиар-менеджер кафе «Калачи» и караоке «Черничные ночи» Константин Панов.
«В первые две недели ограничительных мер мы «заморозились», но потом начали мониторить активность наших постоянных гостей, которые работают поблизости. В итоге открыли доставку бизнес-ланчей в рабочее время в будние дни, но интерес клиентов растет, и теперь кафе начало предлагать основные позиции меню. Мы работаем с доставкой самостоятельно и через агрегаторов, также есть самовынос. На следующей неделе запустим предложение по доставке и самовывозу полуфабрикатов: тефтели, котлеты, пельмени и супы, которые мы будем готовить в вакууме», - рассказал Константин Панов.