Мэр Екатеринбурга Александр Высокинский все-таки встретился с депутатами. Тайно, без свидетелей. И рассказал им о катастрофе, которая происходит с бюджетом города в условиях режима самоизоляции. Уже потеряны 3 млрд, и это только начало, и только по оптимистичным прогнозам. Содержанием встречи и ее итогами участники поделились с ЕАН.
Встретиться с депутатами, объяснить им складывающуюся ситуацию мэр пытался две недели. Но по не очень понятным причинам мероприятие переносилось. Формально — в связи с отсутствием внятной повестки: объяснения от главы города, что именно он хочет рассказать. Некоторые депутаты, например, Дмитрий Сергин и Тимофей Жуков, признались, что узнали о встрече после анонсной публикации ЕАН.
Понять это, кстати, было и вправду непростой задачей. Даже в ближайшем окружении Высокинского было три версии того, о чем мэр собирается рассказать. Депутатам было и того сложнее: встреча была заявлена в рамках работы по разработке мер поддержки бизнеса в условиях кризиса, но при этом обозначена как «обсуждение принятых мер». Часть думцев прочла это как «итоги борьбы с коронавирусом и его последствиями», но не поняла, почему сразу нельзя было так и написать. В результате даже спикер Игорь Володин перед вчерашним заседанием в беседе с корреспондентом ЕАН пожимал плечами и честно говорил: «Я не понимаю, о чем будет идти речь».
На встрече говорилось о предстоящих корректировках бюджета. Мэр объяснил, что из-за коронавируса город уже потерял 3 млрд — это стоимость простоя бизнеса в режиме самоизоляции плюс траты на те немногие меры поддержки, которые муниципалитет смог себе позволить.
«В целом нам с вами предстоит корректировка бюджета в части снижения доходов на 3 млрд рублей. В корректировке будут учтены перечисления федерального и областного бюджета, которые имеют целевой характер. У нас с вами 3,8 млрд — это целевые деньги. По здравоохранению это 995 млн, строительство, капремонт автодорог — 1,2 млрд, строительство и ремонт объектов соцсферы — 879 млн», - обрисовал мэр ситуацию.
Стоит отметить, что увеличение возможностей города на 1,5 млрд — исключительно за счет трансфертов из областного бюджета по целевым программам. А на самом деле, как дальше объяснила вице-мэр по экономике Марина Андрусь, нас ждет рекордный дефицит, поскольку собственные потери придется компенсировать собственными же силами и ресурсами, а их практически и нет.
В своей речи мэр также перечислил причины потерь. В соответствии с федеральными нормативными актами, муниципалитет предоставляет отсрочки бизнесу по платежам за аренду муниципальной недвижимости, по налогам, теряет доходы от непредоставленных платных услуг, вынужден компенсировать муниципальным музеям и театрам, прочим учреждениям соцсферы выпадающие доходы. Тут, кстати, стоит уточнить: «отсрочка» по факту означает, что по многим статьям доходов деньги поступят лишь в следующем году, — отсюда и потери.
Кроме того, горадминистрации приходится изыскивать способы поддержки транспортников и как-то исполнять взятые обязательства. К примеру, в этом году отложена программа модернизации метро, ради которой год назад повышали цену проезда на 4 рубля, а еще мэрия должна заплатить 250 млн за подготовку проекта второй ветки. Правда, по факту сможет дать лишь 90 млн, остальное отложено на следующий год.
Заместители мэра конкретизировали, где и что теряет бюджет по некоторым видам доходов и расходов. Так, по словам вице-мэра по благоустройству и транспорту Алексея Бубнова, на компенсацию расходов транспортных предприятий, в том числе и частных, чтобы им было чем платить зарплату водителям и кондукторам, бюджет только в марте потратил 24,5 млн рублей. За апрель заявок еще на 70 млн, за май, ожидается, будет еще на 70-80.
По словам первого вице-мэра Александра Ковальчика, помощь в выплате зарплат сотрудникам требуется 36 учреждениям допобразования и 26 учреждениям культуры. Здесь и музыкальные школы, и музеи и ЦПКиО, и зоопарк. На зарплаты работникам культуры бюджету придется потратить 68 млн рублей, зоопарку помочь на 14 млн рублей (стоимость кормов для животных) и еще 12 млн направить на модернизацию «кормокухни», Учреждениям физкультуры помощь направляется в размере 18,9 млн рублей.
Самая печальная часть доклада была у вице-мэра по потребительскому рынку Владимира Боликова.
«Большинство торговых центров либо закрыты, либо работают только в части продовольственной торговли. Полностью на сегодня оценить масштаб бедствия пока сложно. Когда станем выходить из этой ситуации — станет понятно, как и чем мы сможем помочь», - заявил чиновник.
Тут, кстати, Александр Высокинский поддержал обращение гордумы, направленное ему две недели назад, и пообещал, что торговым центрам мэрия планирует помочь. Но обсуждать конкретные меры можно будет лишь в сентябре, когда станет понятно, что вообще останется от бюджета после кризиса.
В условиях дефицита бюджета мэрия вынуждена экономить на объектах капстроительства. Пока, согласно докладу вице-мэра Алексея Бирюлина, мэрия пытается минимизировать потери. Объекты, чья сдача назначена на этот год, финансируются в полном объеме. По тем, которые должны быть сданы в 21-22 годах, сроки финансирования, а вместе с ними и начало работ сдвигаются. Это строительство школы № 80, школы на Советской-Уральской, лицея № 173, школы № 167.
Под «секвестр» попала и вторая часть реконструкции Макаровского моста — финансирование и начало работ перенесено с весны на август. В мэрии пока надеются, что к концу лета деньги на это все-таки будут. Как и по другим объектам, которые пока замораживаются, вроде развязки у «Калины».
Наконец, вице-мэр по экономике Марина Андрусь резюмировала итог всех этих подсчетов.
«В целом с учетом дополнительных поступлений, субвенций из вышестоящего бюджета у нас идет увеличение доходов бюджета, но оно очень серьезно снижается за счет объема выпадающих доходов. Предполагаемые объемы бюджета на корректировку будут проводиться с увеличением доходов на 808 млн рублей, в 2021 — на 517 млн и в 2022 год — на 1,2 млрд рублей. Объем расходов бюджетов, соответственно, в 2020 году вырастет на 2 млрд 321 млн рублей, в 2021 году — на 517 млн рублей, в 2022 году — на 1,2 млрд. Соответственно, эта разница у нас с вами пойдет в дефицит бюджета, который очень существенно увеличивается — 1 млрд 512 млн рублей. И с учетом всех изменений у нас с вами дефицит бюджета в 2020 году составит 3 млрд 383 млн рублей. Это очень значительный дефицит», - заявила Андрусь.
До сих пор дефицит бюджета Екатеринбурга не превышал 1,5 млрд рублей, да и это считалось много. Гасить дефицит в мэрии планируют за счет остатков на счетах с прошлого года, в крайнем случае, рассматривают вариант, едва ли не впервые в новейшей истории города, - взять кредит в банках. Но в основном рассчитывают на экономию. Как неоднократно за время встречи подчеркнул мэр, на все статьи расходов установлены «лимиты». На защищенные, вроде зарплат бюджетников, соцобязательства и все, что касается уборки улиц, — 95%, по остальным статьям — 75%. То есть руководителей всех подразделений обязали экономить. На практике это означает, что будут урезать премии муниципальным бюджетникам везде, где можно, а все закупки затягивать на максимальный срок, выгадывая при этом скидки. В том числе негласно пытаясь договориться с частниками, сидящими на муниципальных контрактах, что либо в ходе торгов они существенно сбавляют цену, либо никто не сможет им гарантировать оплату.
Показательна и цифра лимита в 75%. Это значит, что мэрия в пессимистичном сценарии практически готовится к потерям всех доходов за квартал и намерена растянуть планируемые доходы от остальной части года на все заявленные расходы. Стоит отметить, что такой сценарий возможен только если к июню все ограничительные меры будут отменены. В противном случае город ждет катастрофа, поскольку урезать расходы еще больше, не залезая в гигантские кредиты, попросту невозможно.
В четверг депутаты в бюджетной комиссии будут рассматривать итоги исполнения бюджета за первый квартал. Тогда же, вероятно, им предстоит обсудить и предложенные корректировки. При этом дума оказалась в сложной ситуации. С одной стороны, исходя из логики противостояния с мэром и сложившейся за два года практики, корректировки они должны заблокировать. С другой — виноватым при этом будет назначен спикер Игорь Володин, которого могут обвинить в саботаже в условиях кризиса. Поэтому принимать придется все и почти без обсуждений. Но у депутатов есть пара дней, чтобы придумать, что попросить взамен. Ситуация у мэра непростая, и с него вполне можно сейчас потребовать хоть Водоканал, хоть "Гортранс".
ЕАН следит за развитием событий.