В Екатеринбурге по инициативе группы «Синара» миллиардера Дмитрия Пумпянского будет создан новый автобусный перевозчик. Областные власти проект активно поддержали и торопят с принятием решения «город». Владельцы городских частных автобусов уже предполагают худшее: союз властей и крупного бизнеса их с рынка выдавит. Подробности – в материале ЕАН.
По данным нашего агентства, решающее совещание о старте в столице Урала концессионной транспортной реформы прошло еще в конце апреля под руководством первого заместителя губернатора Свердловской области Алексея Орлова. Участие в нем приняли первый вице-президент «Синары» Евгений Гриценко, гендиректор компании Михаил Ходоровский, профильные областные министры и первый вице-мэр Екатеринбурга Александр Ковальчик.
К сожалению, в администрации города говорить о вопросах, которые рассматривались на этой встрече, категорически отказались. В правительстве прокомментировать роль и место областных властей в процессе, возможно, смогут позднее.
Как сообщает источник нашего агентства, инициатором создания автоперевозчика стала «Синара». Речь «для начала» идет о почти 60 работающих на газу больших автобусах. Cтруктуре Пумпянского могут отдать несколько автобусных маршрутов, например, №№ 5, 19 и 61. Областные власти настоятельно рекомендовали мэрии перенести конкурсы по ним на более поздний срок, очевидно, чтобы эти направления не забрали другие перевозчики.
«Мэрия говорила, что сделать это будет непросто, но «область» ультимативно потребовала в таком случае вывести часть контрактов в отдельный лот и организовать конкурсные процедуры сроком контракта 3 месяца. Очевидно, под новый проект», - говорит наш собеседник.
Детальной информацией о сути проекта его участники с разных сторон делиться пока не готовы. Точно известно лишь о том, что работать новая схема будет по так называемым «брутто-контрактам», а на ее организацию в 2020-2021 годах из областного бюджета двумя траншами планируется выделить порядка 180 млн рублей.
Частные пассажироперевозчики, работающие в Екатеринбурге, с новой схемой пока не знакомы, но признаются, что «чувствуют тренд».
«Судя по всему, стратегически все делается под «Синару». Сначала они вместе с муниципальным «Гортрансом» съедят нас, а потом сам «Гортранс» куда-нибудь потеряется, и в екатеринбургском транспорте останется один Пумпянский», - предполагает топ-менеджер одной из компаний, попросивший сохранить его анонимность.
По данным ЕАН, мэрии Екатеринбурга областное правительство поставило ультимативное условие: до 15 июня определиться с долей своего участия и организовать процедуру создания нового автобусного перевозчика.
К сожалению, как мы уже отмечали, в администрации города на эту тему говорить категорически отказываются, несмотря на то, что эти решения затрагивают интересы всех горожан.
Единственным из официальных лиц, кто согласился поделиться с ЕАН своими соображениями о проекте, стал председатель комиссии по муниципальной собственности Екатеринбургской городской думы Михаил Вечкензин.
- Считалось, что Пумпянскому интересны трамваи. Откуда взялась «автобусная» тема?
- В городе действительно должна состояться концессия на электротранспорт, трамваи и троллейбусы, один из двух претендентов – «Синара». Готовится документация, потом – аукцион. Кто его выиграет – тот и зайдет в концессию.
Автобусный проект – немного другая история, хотя в целом это звенья одной цепи. Когда «электротранспортная» концессия будет заключена, работать она будет на брутто-контрактах. Но переводить на них только трамваи и троллейбусы не совсем уместно, и автобусы тоже решено переводить. Возможно, пока не все маршруты, а лишь частично.
Сейчас будет создаваться автобусное предприятие, возможно – как совместное, может быть – как «дочка» "Гортранса", точка не поставлена.
- Частники переживают, что при солидарных действиях власти и крупного бизнеса им осталось жить недолго. Это обоснованно?
- Что «Синара» зайдет на их маршруты? Думаю, этого не будет, они могут не переживать. Идет упорядочивание маршрутов под концессию.
- Поясните нашим читателям, что такое брутто-контракты? За что мы будем платить?
- По этой системе ездят Москва и Питер. Деньги перевозчик получает за пройденный километраж, без привязки к пассажиропотоку. При этом деньги, которые будут собраны в автобусах с пассажиров, пойдут в бюджет. О схеме мэрия с концессионером будут думать.
- У частников была возможность сдавать в кассу не всю наличку...
- Да. И вот когда посчитали все брутто-контракты, которые необходимы на реализацию транспортной реформы, получилась гигантская сумма в районе 15-17 млрд рублей по году.
- 15-17 млрд на что?
- На переход на брутто-контракты. Чтобы эти деньги гарантированно выплачивались перевозчику. В начальную максимальную цену входит покупка новых автобусов, аренда базы, выплата зарплаты. Это полностью «белый» процесс.
Берем, скажем, 27-й маршрут. В брутто-системе учитывается его длина, пассажиропоток и в брутто-контракт забиваются все затраты перевозчика с небольшой маржинальностью.
Весь вопрос в том, как будут сформированы лоты. Лот может быть из двух маршрутов, из пяти, из десяти. Например, у «Гортранса» сегодня порядка 40 маршрутов. Мэрия заказала исследование новой маршрутной сети, но с результатами пока никого не ознакомили.
Автобусы – это пилотный проект. И потом посмотрят. Вычленят несколько маршрутов, на них схема и будет обкатана.
- У частников маршруты не отберут?
- Ни в коем случае.