Я помню, как все начиналось. Многие годы Екатеринбург жил мирно. Потом в город стали проникать террористы. Постепенно мирная жизнь закончилась: взрывы, диверсии в московском и питерском метро заставили власти пойти на крайние меры.
Хотя у нас никаких взрывов не происходило. Просто руководство метрополитена в какой-то момент решило, что без унижения пассажиров два раза в сутки они живут как-то неправильно.
Пару лет назад, побывав в недрах интраскопа, мой планшет перестал работать. То ли из-за излучения, то ли просто кто сверху чем-то приложил. И планшет недешевый, но больше обидно было за архив, пропавший в нем. Обидно. Особенно обидно, что за безопасность екатеринбургский метрополитен не отвечает — никакой компенсации в подобных случаях пассажирам не предоставляется.
Посмотрев на сломанную технику, на скучающих сотрудников метрополитена, травящих анекдоты рядом с лентой конвейера, я отправился изучать правила, развешанные по станции. Там, как оказалось, ничего не сказано, что необходимо складывать сумки на ленту интраскопа. Это, оказывается, личный выбор и личная ответственность пассажира. Тем, кто не хочет рисковать своей безопасностью, предлагается альтернатива: предоставлять сумки для личного досмотра. И с тех пор я так всегда и поступаю: по требованию сотрудников метрополитена показываю содержимое.
Пару лет всех все устраивало. Но во вторник утром что-то сломалось. В результате сотрудники метро устроили пятиминутный скандал на входе, который закончился требованием включить ноутбук. Собственно, включить ноутбук несложно, истерику для этого устраивать зачем?
Уже месяц лента пестрит. Друзей и знакомых заставляют выкладывать телефоны, бумажники, снимать ремень. И хочется спросить: Александр Геннадьевич Высокинский, мэр Екатеринбурга, вы когда убеждали всех, что надо пересаживаться на общественный транспорт и говорили, что это удобнее, вы что имели в виду? Знаете, я когда сажусь в машину, я не обыскиваю себя, и это очень удобно. Зачем вы убедили и убеждаете меня, что с обыском приятнее и удобнее? Вы мазохист, вам такое нравится? Мне нет.
И ладно бы просто вежливо выполняли свою работу. Бывает, что начальство впадает в маразм и заставляет людей выполнять глупые требования. Но вот это вот зачем: с криком и ором? Александр Геннадьевич, вы любите, когда на вас кричат и устраивают вам истерики? Я - нет.
К слову, по словам силовиков, все эти «меры безопасности» в екатеринбургском метрополитене не имеют никакого отношения к соблюдению безопасности. Их основная функция — успокоить пассажиров, показать, что для их безопасности делается все возможное. В теории. На практике несколько сотен тысяч екатеринбуржцев унижают два раза в день. Унижают как самим фактом изобретения все новых неудобств, так и способом их реализации, через это глумление на входе.
В итоге екатеринбургское метро сегодня — главный городской центр террора. Выходя утром из дома, я не знаю, что меня ждет: заставят ли меня выложить кошелек и повернуться к нему спиной на радость карманникам, будут ли на меня кричать, заставят ли выворачивать карманы, снимать ремень. Два раза в день я испытываю стресс.
Честно говоря, я уже думаю, чтобы в метро что-нибудь случилось, желательно с пострадавшими среди персонала станции. Я знаю, так неправильно говорить, но вот настолько уже достали эти вахтеры, изобретающие каждый день новый способ унижения пассажиров.
Что незаконного позволили обнаружить все эти «меры безопасности»? Зачем они? Зачем все это? Мозг раз за разом пытается найти какое-то рациональное зерно в происходящем. И, не находя логики, начинает впадать в крайности. К примеру, чудится, что, должно быть, неслучайно разгул террора вахтеров в екатеринбургском метро пришелся именно на разгар эпидемии. Все пытаются экономить деньги, а Екатеринбургу в этом году обещали начать проектировать вторую ветку. Но только при условии, если действующая будет загружена. А если издеваться над пассажирами каждый день — они предпочтут другие виды транспорта и про вторую ветку забудут как про кошмарный сон.
Не знаю, имеет ли такая версия право на существование. Но вот что я знаю. Александр Геннадьевич, сейчас вы внесли в гордуму проект корректировок бюджета на этот год. Одним из пунктов там — финансовая помощь метро. Так вот: отдайте эти деньги лучше врачам. У метрополитена и так все хорошо — у них достаточно денег, чтобы держать толпу балбесов, обыскивающих пассажиров, и их начальника, придумывающего новые изуверские правила прохода. У них достаточно все хорошо, чтобы позволять себе выгонять пассажиров. Не надо им денег: аморально платить людям за хобби, причиняющее другим лишь неудобство. И очень хочется напомнить всем причастным.
Безопасность — это защита не только жизни, но и здоровья, психологического состояния, собственности пассажиров. А когда людей заставляют каждый день не по разу рисковать своими вещами, да еще и орут на них — это что угодно, но не безопасность. Лично я бы назвал это терроризмом. Собственно, я примерно так терроризм себе и представляю: на людей орут и наносят вред их здоровью и их собственности.