Наследники Владислава Тетюхина отказались продавать свою долю в нижнетагильском госпитале, хотя такое предложение от свердловского правительства им поступало. Об этом в интервью «Деловому кварталу» рассказал сын «народного миллионера» Дмитрий Тетюхин.
На этой неделе руководство «Уральского клинического лечебно-реабилитационного центр им. В. В. Тетюхина» подтвердило, что правительство Среднего Урала получит долю в медучреждении до конца 2020 года. Властям будут переданы предположительно около 25% акций на общую сумму 1,2 млрд рублей – именно столько составлял заем, предоставленный областью Владиславу Тетюхину на создание госпиталя. Однако остальное сыновья мецената продавать отказываются.
«Когда отец умер, в правительстве решали, что делать. Алексей Орлов (первый заместитель губернатора Свердловской области, — прим. ЕАН) собрал совещание и сказал, что регион может приобрести госпиталь в госсобственность. Я спросил: «Вы мне денег хотите предложить? Это не мои деньги, и мне они не нужны, важно, чтобы центр продолжал оказывать помощь». Если регион выкупит долю отца, в Нижний Тагил пришлют нового управленца, который начнет устанавливать свои порядки, и через год в больнице закончится туалетная бумага, а родственникам больных придется покупать лекарства и возить продукты, чтобы те не голодали. Это не фигура речи — госпиталь тратит на еду для пациентов втрое больше, чем государственные больницы», - объяснил Дмитрий Тетюхин.
Кроме того, есть опасения, что, если передать госпиталь властям, подорожает само лечение, а врачи могут не дополучать зарплату. По словам Дмитрия Тетюхина, государственные больницы, подведомственные свердловскому минздраву, приобретают импортные эндопротезы в 1,5-2 раза дороже, чем центр в Нижнем Тагиле. При этом последний использует продукцию ведущих компаний — Zimmer (США), DePuy (США), Smith & Nephew (Великобритания).
«У больницы, которая переплачивает за протезы, остается меньше денег на зарплату врачам, содержание и реабилитацию больных, потому что тариф на медицинскую помощь не резиновый», - говорит наследник мецената.
Он сетует, что государственная медицина жестко борется с частниками, можно сказать, что речь идет о целенаправленном разорении госпиталя.
«Мы много теряем на аукционах. В отличие от государственных больниц УКЛРЦ получает квоты на лечение не напрямую, а через торги, в которых цена может упасть на 50-60%. С 2014 года центр в Нижнем Тагиле недосчитался 190 млн рублей — это разница между тарифами по программе госгарантий и стоимостью медицинской услуги после аукциона. По сути, прямые потери, потому что мы не можем отступать от стандартов лечения и вынуждены доплачивать из своего кармана», - объяснил Дмитрий Тетюхин.
Он рассказал, что его отец давно собирался запустить собственное производство эндопротезов, но по разным причинам проект реализовать долгое время не удавалось. В результате недавно была приобретена небольшая фабрика в Швейцарии, станки. Сейчас Тетюхины занимаются поиском инженеров, врачей, рабочих, которые будут создавать искусственные суставы. В перспективе планируется поставлять продукцию по приемлемым ценам для госпиталя в Нижнем Тагиле и других клиник.
Стоит добавить, что фирма самого Дмитрия Тетюхина выпускает стоматологические имплантаты из титановых сплавов, изготовленных и на ВСМПО-АВИСМА. Заняться медицинскими изделиями ему предложил отец. Поначалу проект был имиджевым — Владислав Тетюхин, руководивший тогда салдинским заводом, хотел убедить потенциальных заказчиков, что его продукцию используют не только для самолетов. Однако со временем бизнес сына стал успешным. Возможно, что сыновьям, которые показали себя успешными управленцами, удастся вывести на новый уровень развития и госпиталь отца. Тем более что планы у них достаточно амбициозные.
«Все планы связаны с запуском второй очереди клиники, прежде всего реабилитационного центра. Здания возведены, остались внутренняя отделка и оборудование», - говорит Дмитрий Тетюхин.
Однако все зависит от того, продолжат ли власти поддерживать центр.
«Чтобы привлечь инвестора, нужны гарантии загрузки мощностей, которых нет. На споры с минздравом отец потратил последние месяцы жизни. Тогда проблему решили, но в этом году все повторяется. Исполнителей госконтракта на 2020 год должны были назвать в феврале-марте, но нас до сих пор держат в неведении — на запросы и телефонные звонки чиновники не отвечают. Хирурги тем временем простаивают, хотя в очереди на эндопротезирование уже больше тысячи человек», - рассказал Дмитрий Тетюхин.
Впрочем, не все так плохо. На днях в медцентре агентству ЕАН сообщили, что в этом году впервые госпиталь получил 1300 квот от федерального центра - совсем скоро на ортопедические операции поступят жители и из других регионов, в том числе из соседних Пермского края и Челябинской области.