По итогам голосования по поправкам к Конституции РФ в Свердловской области явка составила без малого 52%, в Екатеринбурге — 45%. Каждый третий из пришедших на участки проголосовал против президентских инициатив. Власти демонстрируют уверенный оптимизм, а скептики напоминают: на старте кампании ожидалось, что явка должна составить не менее 60% и не менее 80% из пришедших должны поддержать президента.
Тем не менее опрошенные ЕАН эксперты уверены, что губернатору Евгению Куйвашеву и мэру Александру Высокинскому можно не опасаться за свою карьеру: обвинять их не в чем, и никому это невыгодно.
«Понятно, что политически эту явку сложно считать убедительной. Как бы городские власти сейчас ее ни объясняли. Тот же Высокинский пытается ее объяснить действием неких сил. Но на самом деле это типичная ситуация, когда множество чиновников садятся решать какую-то большую задачу каждый своими силами, и в результате все сыплется, ведь руководящая роль отсутствует.
Сейчас все отстраняются от ответственности, и это «перекидывание горячей картошечки» - главная проблема нашей административной составляющей», - уверен политтехнолог Алексей Швайгерт.
Однако эксперт считает, что конституционное голосование по важности - «вторые президентские выборы».
«Это была четкая путинская задача — именно так ее ставили, и именно так она воспринималась. И когда говорят: Екатеринбург молодец, он сделал явку 45%, а на выборах в гордуму было 30%, - это некорректно, сравнивать надо с президентскими выборами, когда явка была выше 60%», - уверен Швайгерт.
Ситуация, по мнению политтехнолога, говорит о необходимости как минимум перенастройки властной вертикали в регионе. Это касается и политического блока в целом, и мэров тех городов, где результат оказался существенно ниже плана. Однако, отмечает Алексей Швайгерт, в реальности губернатору это сейчас невыгодно.
«Наказывать кого-то — значит признать, что результат неудовлетворительный, и, думаю, этот аргумент все в итоге перевесит», - полагает политтехнолог.
То же самое и на федеральном уровне: отставка главы любого региона, в том числе Свердловской области, может быть воспринята как признание факта, что территория не поддержала изменения в Конституцию.
«Власти могут сделать вид, что все в порядке: явка выше 50%, большинство - «за». Это вопрос интерпретаций, - отмечает руководитель исследовательского центра «Аналитик» Андрей Мозолин. - В принципе регион ведь не самый последний, пусть и не самый первый. Если взять другие города-миллионники, то в Новосибирске, к примеру, аналогичная картина. Поэтому нет оснований для каких-то оргвыводов по отношению к нашей власти. В конце концов, их задачей была организация процесса, в этой части они все отработали и в плане доступности, и в плане безопасности. Я сам на участок ходил, перчатки надевал».
Как отмечает эксперт, некоторые вопросы могут быть по отдельным моментам информационной кампании. Причем только в той, которая касалась отдельных муниципалитетов, поскольку в глобальном плане эту задачу и ответственность за нее взяла на себя Москва.
«Вот, к примеру, о том, что будем голосовать также за присвоение Екатеринбургу звания «Город трудовой славы», я лично узнал только на избирательном участке. Никак у нас эта тема не взлетела и не сыграла, Хотя тот же Нижний Тагил на ней вполне нормально в итоге поднялся», - поясняет Мозолин.
Но эти моменты, на взгляд специалиста, сложно считать существенными для каких-то глобальных оргвыводов.
В то же время претензии могут возникнуть к депутатам как к людям, которые должны обладать реальным политическим капиталом, к тем, кто должен общаться с населением.
«Я со скепсисом отношусь к возможности кадровых изменений.
Тот же Высокинский — он 100% останется. Возможно лишь некоторое ослабление аппаратного плана, но и то не факт. В конце концов, он тут и ни при чем, он же избирался не населением, часть которого его до сих пор вообще не знает, а депутатами. Он просто чиновник, своего электората у него нет.
Электорат, политический капитал есть у депутатов — вот к ним могут возникнуть вопросы. В конце концов, это они должны были работать в своих округах, разъяснять необходимость голосования и агитировать за поправки. И это касается и гордумы, и Заксобрания», - считает директор АНО «Центр европейско-азиатских исследований» Андрей Русаков.
Впрочем, и в части депутатов не стоит ждать какой-то немедленной реакции исполнительной власти. Максимум - усложнение им работы в округах. В лучшем случае, отмечает Андрей Мозолин, какие-то выводы можно ожидать к сентябрю, когда начнется новый электоральный цикл и госаппарат начнет определяться с тем, кому оказывать поддержку, а кому - нет.