В Екатеринбурге в ночь на 17 июля прошел традиционный крестный ход в память о членах царской семьи Романовых, расстрелянных 102 года назад. Религиозное шествие, наверное, впервые получилось не столь многочисленным из-за пандемии коронавируса. Не было прежних служб с участием до 100 тыс. верных. По оценке епархии, всего на крестный ход вышло 10 тыс. человек, что в несколько раз меньше, чем в прошлые годы. Да и атмосфера в епархии в последние месяцы сложилась нервозная из-за ухода в раскол схиигумена Сергия и его сторонников. Впрочем, ни о коронавирусе, ни о скандальном священнике в эту ночь никто не вспоминал. Подробно в материале ЕАН.
Пандемия оставила самых отчаянных
В отличие от прошлых лет никто не строил прогнозов по поводу численности участников ночного крестного хода. На фоне пандемии сложно было ожидать, что, как прежде, паломники съедутся со всей страны. В некоторых регионах по-прежнему действует режим самоизоляции. В большинстве субъектов, в том числе в Свердловской области, пенсионерам (они составляли немалую часть участников) предписано оставаться дома.
Да и в отношении мероприятий епархии в Царские дни местные власти были настроены скептически. Областное управление Роспотребнадзора выступало против проведения массового шествия. Вице-губернатор Павел Креков ограничился рекомендацией оставаться дома во время крестного хода. Но до запретов дело не дошло.
Логично, что сами представители органов власти воздержались от участия в службах. Да и в целом випы, традиционно посещавшие Царские дни, в этом году здесь замечены не были.
Митрополит Кирилл в свою очередь обещал раздать участникам маски и соблюдать все меры профилактики против коронавируса. Некоторые пункты из этого обещания были исполнены наполовину. Или не исполнены вовсе. У епархии просто не хватило рук.
За два часа до начала богослужения первое же, что бросалось в глаза, — малочисленность паломников. Обойдя огороженный для верующих квартал между ККТ "Космос" и Храмом-на-Крови, едва можно было насчитать две сотни человек.
Большинство людей спали или говорили о житейском: где подзаработать или найти крышу над головой. Единицы молились. В основном женщины неопределенного возраста, укутанные по православным канонам, но не по погоде.
Из регионов, которые прежде отправляли паломников сотнями, приехали единицы — самые отчаянные, судя по разговору с ними. Ярко о себе напоминали двое жителей Калуги, размахивавшие российским триколором на фоне «монархических» флагов.
— Раньше автобусами приезжали, а сейчас только мы вдвоем, — рассказал один из них.
— А почему так мало теперь?
— Мне кажется, что из-за этой эпидемии. В аэропортах-то очень мало людей.
— А сами-то не испугались?
— Нет, что ты! Мы даже без маски сами и тебе рекомендуем. Хотя бы до носа снять, благодатным воздухом Екатеринбурга подышать!
Уральские верующие были не так разговорчивы. Священники митрополии, волонтеры и казаки избегали общения с журналистами. Один из священнослужителей, стоявший на службе в облачении, заявил, что не имеет отношения ни к Царским дням, ни к крестному ходу.
— Нам не благословлено общаться. Все вопросы к владыке Кириллу (который с журналистами общаться также не планировал, — прим. ЕАН).
Казаки и сторонники Сергия
Ближе к началу богослужения площадка на улице Царской перед временным алтарем ХНК начала медленно заполняться. Толпа с нескольких сотен разрасталась до нескольких тысяч.
Начали подтягиваться организованные группы, среди которых оказались члены монархических группировок и движения «Сорок сороков», запомнившиеся в прошлые годы агрессивными акциями в «защиту православия». К слову, к этой же организации относил себя прежде Всеволод Могучев, ставший к настоящему времени фактическим пресс-секретарем схиигумена Сергия Романова. Опальный священник в ту же ночь проводил альтернативный крестный ход.
Примечательно, что на епархиальном мероприятии появились также верующие из окружения опального схиигумена. Например, на службу пришел охранник-послушник Среднеуральского женского монастыря (обитель сейчас удерживается сторонниками Сергия). На интерес журналистов к своей персоне послушник реагировал агрессивно.
Да и в целом сторонники схиигумена-раскольника старались как можно дальше затеряться в толпе. Впрочем, усиленная казаками охрана ими не интересовалась. За все время ночных мероприятий казаки были привлечены один раз — для разгона цыган-попрошаек, атаковавших паломников. В остальном и богослужение, и крестный ход прошли в традиционном для себя духе и атмосфере спокойствия.
Внемасочный режим
С соблюдением санитарно-эпидемиологических мер на службе и крестном ходе получился откровенный провал.
Вплоть до начала богослужения и священники, и паства игнорировали действующий масочный режим. Незадолго до начала литургия волонтеры начали обходить пришедших и настойчиво просили надевать маски. Верующие с неохотой брали средства защиты. В лучшем случае маски надевались на подбородок. Хотя бы так. На входах волонтеры стали в обязательном порядке обрабатывать всем входящим руки антисептиком.
К началу евхаристической части литургии площадка на улице Царской оказалась набита людьми, хотя пространства для соблюдения дистанции между людьми было много. Пиком полного провала санитарных требований стало причастие. Дело в том, что по новым синодальным правилам часть утвари, используемая в обряде, должна проходить дезинфекцию после каждого причастника. Возле Храма-на-Крови людей причащали по старинке.
Священников с чашами было много, а вот персонала, который должен был обрабатывать лжицы, у епархии не оказалось. К слову, почитание икон и реликвий, выставленных на Царской улицы, также велось по старинке — с лобызанием. Святыни тоже никто не обтирал.
Уже в конце богослужения митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Кирилл решил напомнить собравшейся пастве о риске заражения.
«Я бы хотел всех попросить, чтобы все шли (во время крестного хода, — прим. ЕАН) с социальной дистанцией, не толпясь, чтобы нас никто не укорял, что мы разносчики заразы», — призвал архиерей после богослужения.
В итоге вышло все ровно наоборот. Около 02:00 разросшаяся примерно до 20 тыс. человек толпа бодрым шагом двинулась по улице Царской к проспекту Ленина. Столпотворения избежать не удалось. Несколько раз колонну пытались поддеть гуляющие прохожие. В ответ на приветствия верующих «Христос Воскресе» слегка пьяный мужчина с усмешкой кричал: «Коронавирус!» Некоторые участники крестного хода посоветовали прохожему лечиться.
Но в целом религиозное шествие обошлось без громких инцидентов, и крестный ход спокойно дошел в сопровождении полиции и спасателей до монастыря на Ганиной Яме.