С конца марта 2020 года из-за пандемии коронавирусной инфекции в Свердловской области были приостановлены все медицинские обследования и плановые операции. Большая часть ресурсов здравоохранения региона, как и в других территориях страны, была направлена на борьбу с COVID-19.
Как следует из сводок свердловского оперштаба, основная задача врачей — удерживать низкий уровень смертности от коронавируса. Одновременно с этим де-факто были приостановлены программы по борьбе с сердечно-сосудистами заболеваниями (ССБ) и онкологией. До пандемии болезни сердца и рак являлись (и остаются) основной причиной смерти уральцев — в год набирается несколько десятков тысяч случаев.
Борьба со смертностью до пандемии
Напомним, в конце июня 2019 года правительство области приняло две масштабные программы по борьбе с ССБ и онкологическими заболеваниями. И в том, и в другом направлении ситуация в регионе тяжелая. С 2014 по 2018 год смертность от сердечно-сосудистых заболеваний в области выросла почти на 3%.
По смертности от рака Средний Урал с 2017 года находится в лидерах среди других регионов. К примеру, в 2018 году количество умерших свердловчан с новообразованиями на 14,4% превысило общероссийские показатели. С 2014 по 2018 год смертность от ишемической болезни сердца выросла на 13,2%, от болезней системы кровообращения за тот же период — на 2,7%.
Летальные случаи от ССБ традиционно в области составляют половину всех смертей. В частности, в недавней статистике за первое полугодие 2020 года, которую привел губернатор Евгений Куйвашев, смертность от сердечно-сосудистых заболеваний составила 50,3% от всех случаев (почти 14,7 тыс. смертей). Онкология в этом графике заняла второе место — 17,1% (почти 5 тыс. смертей). За весь 2019 год от новообразований скончалось более 10 тыс. человек (+1% к 2018 году).
Всего с января по июнь 2020 года в области умерли более 29,2 тыс. человек. По сравнению с прошлым годом уровень смертности незначительно снизился (на 0,6%).
Для сравнения за тот же период от COVID-19 в области, по данным оперштаба, умерли 337 человек.
При таких тенденциях в программах по борьбе с ССБ и новообразованиями были прописаны задачи, чтобы люди с такими заболеваниями как можно реже умирали каждый год. Власти Свердловской области планировали снизить смертность от онкологии с 2019 по 2024 год на 18,6% — примерно до 8,3 тыс. смертей. В рамках этой же программы, например, доля злокачественных новообразований, выявленных на ранних стадиях, должна была вырасти с 56% в 2019 году (от всех случаев) до 58%. Число летальных случаев от ССБ по программе должно было сократиться к 2024 году на 22,5%.
Снизить смертность планировалось и за счет массовой диспансеризации и профилактических осмотров. Эти меры позволяли выявить различные болезни на ранних стадиях, когда в организме еще не произошло необратимых изменений.
К примеру, в 2018 году, согласно отчету свердловского минздрава, в области было выявлено 38,3 тыс. случаев заболеваний системы кровообращения и 537 случаев онкологии. При этом на грани получить заболевания сердца и сосудов, как показала диспансеризация, оказались более 68 тыс. человек. Всего в 2018 году через обследование прошли более 681,7 тыс. человек и у них выявлено более 522,2 тыс. болезней.
В 2019 году диспансеризацию прошло уже 702,1 тыс. свердловчан (планы по обследованию в областном минздраве идут по нарастающей). Из них 234 673 — екатеринбуржцы. В 28,3 тыс. случаях впервые выявлены болезни системы кровообращения и 827 случаев онкологии (59,4% на ранней стадии). Также за прошлый год на Среднем Урале через профосмотры прошли более 121 тыс. человек.
Помимо проведения диспансеризаций и профосмотров в программах были заданы нормы по проведению дополнительных исследований. В частности, ежегодное число обследований в кабинетах компьютерной томографии (КТ) планировалось увеличить с 32 354 в 2019 году до 50 547 в 2024 году. Однако уже в 2020 году обо всех этих планах областному минздраву, по всей видимости, придется забыть.
Карантин в ущерб здоровью
По решению федерального минздрава диспансеризация, профосмотры, плановые обследования с 28 марта были прекращены по всей стране, включая Средний Урал. В свердловских медучреждениях продолжали оказывать помощь текущим пациентам. О дополнительной диагностике не могло быть речи — все свободные КТ переориентировали на борьбу с коронавирусом.
Как полагают свердловские власти, мобилизация ресурсов системы здравоохранения на борьбу с коронавирусом дала свои результаты. Официальный спикер оперштаба, замгубернатора Павел Креков на протяжении пандемии неизменно заявлял о стабильной ситуации по заболеваемости в регионе.
В особенности чиновник подчеркивал, что показатель смертности от COVID-19 в области один из самых низких по стране. К слову, с 2018 года Павел Креков отвечает за снижение смертности в Свердловской области.
Однако, удерживая смертность от коронавируса на низком уровне, областные власти рискуют упустить десятки тысяч смертей от других болезней. На это еще в конце июля 2020 года обратил внимание депутат Екатеринбургской гордумы Дмитрий Сергин, который узнал о закрытии цитологической лаборатории, проводившей исследования по выявлению онкологических заболеваний.
«Я в свое время заканчивал кафедру клинико-лабораторной диагностики. Проходил интернатуру. И я понимаю, что в конкретном случае рассмотрение материала по раку шейки матки и ряду других заболеваний, опытный взгляд важнее проводить в цитологической лаборатории. Здесь действуют не механические, инструментальные методы, а человеческий глаз. А когда возникает не среднестатистический случей, требуются именно такие исследования. Я привожу конкретные цифры, что у нас по раку шейки 70% исследований проводили на базе в центра лабораторной диагностики Якова Бейкина в «Зеленой роще». Эту лабораторию закрыли. Сотрудников перевели на работу по коронавирусу. Это люди, которые были заточены сугубо на это направление, они его знали, они его видели», — объяснил ЕАН Дмитрий Сергин.
До настоящего времени так и неясно, когда в Свердловской области без ограничений заработают все медучреждения. Хотя с 9 июля 2020 года минздрав России разрешил снова проводить плановые осмотры, но в регионах с эпидблагополучной обстановкой. В Свердловской области лишь с недавнего времени начали вновь открывать только узкопрофильные отделения, прекратившие работу из-за пандемии. Как уточнял Павел Креков, возвращение больниц к полноценной работе будет зависеть от разгрузки коечного фонда. О возвращении к диспансеризации речи в оперштабе пока не идет.
«Плановой помощи будет больше – в ближайшее время возобновим работу наркологического диспансера, дай бог чтобы тенденция [по освобождению числа специализированных коек для коронавирусных больных] была постоянной и надолго. Мы уйдем в цифру ниже ста, возможно, заметно ниже ста, до нуля точно не дойдем, но уже в сторону [уменьшения] к сентябрю», – заявил заместитель губернатора на брифинге 7 августа.
Как следует из цифр, приведенных в программе, власти Свердловской области вряд ли смогут вернуться к запланированному объему обследований. По грубым подсчетам в среднем ежемесячно диспансеризацию проходило около 56-58 тыс. человек. Не говоря уже о десятках и сотнях узкопрофильных исследований в месяц для пациентов с онкологией.
Восполнить потерянные цифры будет невозможно — для этого потребуется наращивать кадры и закупать дополнительное оборудование. И то, и другое, как показывает практика, невозможно. В Свердловской области из года в год наблюдается нехватка специалистов. Так, для выполнения программы по борьбе с ССБ, по оценке самих чиновников, необходимо дополнительно найти 100 врачей-кардиологов. Надеяться на скорое обеспечение области дополнительным оборудованием также не приходится. Достаточно вспомнить, что областной минздрав под руководством министра Андрея Цветкова несколько месяцев назад заказывал для области КТ. Аппараты начали прибывать в регион, когда заболеваемость коронавирусной инфекцией пошла на спад.
Как показывает статистика с диспансеризацией 2018-2019 года, десятки тысяч недообследованных людей — это десятки тысяч упущенных заболеваний (не только ССБ и онкология) и смертей. А значит, в последующие несколько лет Свердловскую область может ожидать очередной всплеск числа летальных исходов по целому ряду болезней.