Пандемия COVID-19 изменила правила игры на рынке продуктового ритейла, считает Владимир Юртаев, экс-заместитель исполнительного директора макрорегион «Урал» "Дикси", бывший директор по развитию и запуску торговой сети «Магнит». Эксперт подробно изложил свое видение в колонке DK.ru.
Главное, что изменилось, — снизился спрос на коммерческую недвижимость, считает Юртаев.
“Низкий спрос на коммерческую недвижимость позволил занять дорогие локации за адекватные деньги. Пандемия в данной ситуации сыграла на руку торговым сетям, потому что у них появился веский аргумент для снижения арендных платежей.
Крупные торговые центры на несколько месяцев фактически вымерли, а, как мы знаем, во многих ТРЦ есть гипермаркеты. Конечно, трафик в такие магазины сильно сократился, и адекватные собственники пошли на скидки”, - объясняет эксперт.
Еще одна тенденция, которую пандемия только усилила, — лидерство одних форматов и вымирание других.
“Россия в плане продуктового ритейла идет по европейскому пути, когда развиваются магазины у дома, а также монопродуктовые магазины. То есть ты вышел из дома, зашел в одну торговую точку, купил там свежее молоко и масло, в другом магазине мясо, в третьем — хлеб или сыр, и все это находится в одной локации.
Но и формат магазина у дома серьезно изменился за последние годы. Например, в новых магазинах торговой сети «Пятерочка» появляются зоны с кофе и свежевыжатым соком. Все больше в продуктовых магазинах будет фреша: фруктов и овощей, а также продуктов, которые можно быстро приготовить, или уже готовой еды.
В каком-то смысле продуктовые магазинчики станут конкурировать с кофейнями: они также будут предлагать кофе с собой, горячую выпечку, блюда собственного производства», - рассуждает Юртаев.
Эксперт отмечает, что, несмотря на все экономические потрясения, средний чек в продуктовых магазинах в период самоизоляции вырос минимум на 20%. На этом фоне конкуренция между ритейлерами становится жестче и жестче, в ход идут маркетинговые приемы, такие, как акции и распродажи.
"Также в пандемию серьезно выросла доставка. До пандемии интернет-торговля для сетей была неэффективной, поскольку объемы продаж были небольшими, так что основные игроки в это направление особенно не вкладывались.
Если говорить о Свердловской области, локальных игроков осталось мало. У них всех есть свои амбиции, но, думаю, многим было бы интересно продать свою сеть — при условии интересного коммерческого предложения от федеральных сетей", - считает Юртаев.