Любые семь дней — это не только набор каких-то конкретных событий, но и определенная рефлексия, ощущения и настроения, впечатления от происходящего. На этой неделе были две темы, которые, на мой взгляд, нельзя оставить без внимания.
Выборы. Итоги
Мини-выборы в думу Екатеринбурга состоялись при явке 10%, и это, кроме шуток, настоящий праздник демократии. В округе с численностью более 50 тыс. избирателей достаточно было, как показали цифры победителей, набрать всего 1,4-2,4 тыс. голосов.
Как известно всем интересующимся, дума Екатеринбурга в нынешнем ее виде — за редким исключением — собрание представителей интересов нескольких городских кланов. Попасть туда можно, лишь пройдя сложный путь договоренностей и согласований с различными инстанциями, включая высшую, губернатора Евгения Куйвашева. То есть такая тусовка совсем не для людей с улицы.
Последующие события правоту этой конспирологии, с одной стороны, доказали. По легенде, которая администрацией Куйвашева особо не опровергалась, губернатор приказал избрать депутатами Антона Швалева и Виталия Чачина. Швалев депутатом уже был, и его худо-бедно знали, кто такой Чачин — было непонятно совсем, но раз старший приказал… И от «Единой России» выдвинули, и с помощью «досрочных» бюджетников — избрали.
С другой стороны, цифры поражают воображение. Всего 1,4 тыс. голосов — и ты депутат. Если работать как в старые добрые времена и просто обойти округ ногами, собрать такую цифру вполне по силам любому кандидату, если он умеет связать хотя бы несколько слов и чуть симпатичнее обезьяны. Безо всякой сложно организованной административной поддержки, партконференций и прочих сложностей.
Конечно, скептики скажут, что попасть в бюллетень «с улицы» невозможно, внесистемного самовыдвиженца под любым предлогом просто не зарегистрируют, а значит, до кампании «от двери к двери» дело просто не дойдет. Скажут — и будут правы. Но в целом ощущения от этой странной осенней кампании с малоизвестными участниками вполне позитивное. Если очень захотеть — можно победить. Или по крайней мере пораскачивать лодку.
Почему Макаровский мост не Крымский
Реконструкция Макаровского моста в Екатеринбурге может растянуться почти на шесть лет. Арифметика несложная: первые «обходы» объекта еще весной 2018 года начинал уже бывший сити-менеджер Александр Якоб. Сегодня на информационных табло сроком окончания работ называют ноябрь 2023 года!
Неофициально чиновники говорят, что проблемы — от неуверенности в стабильном финансировании: «Хотим закончить к концу будущего года, но на всякий случай фиксируем конец 2023-го».
Для горожан эпопея с Макаровским уже становится поводом для шуток и интернет-мемов. У кого-то находятся родственники в северных мостостроительных отрядах, которые уверяют, что справились бы максимум года за полтора. Кто-то шутит о том, что за шесть лет в Китае или Эмиратах вырастут шесть городов, а у нас — шесть сотен метров не бог весть какого огромного моста.
Особо въедливые вспоминают, что краса и гордость современной России, Крымский мост, возвели всего за три года. То есть если подходить к вопросу формально, за шесть «макаровских» лет через Исеть можно было бы перебросить два «крымских» моста. При том, конечно же, условии, что стройка была бы на контроле у президента, про нее снимали бы художественные фильмы, а строили бы друзья главы государства.
Увы, с деньгами и с Ротенбергами на Урале все не очень хорошо, а значит, придется потерпеть. Ну и утешат себя тем, что глобальные проекты — это не наша история и не наша сила. Все последние «стройки века» у нас шли неторопливо, а местами откровенно вымучено. А кое-что — как мост через Транссиб на Шевченко — в процессе возведения даже падало еще до сдачи. Так что, может быть, и правда — не спешить.