Александр Высокинский оказался самым «короткоживущим» мэром Екатеринбурга. Всего два года. Его отставка — самое время вспомнить о том, кто был до него и чем запомнился.
Стоит отметить, что за 300 лет существования Екатеринбурга у города было много глав в царской России и председателей горисполкома во времена СССР. Но мы ограничимся лишь мэрами начиная с 1992 года, когда эта должность появилась в новейшей истории города.
Аркадий Чернецкий (1992-2010, 18 лет)
Вопреки распространенному мифу, Аркадия Чернецкого никто не избирал руководить Екатеринбургом. Он был назначен на эту должность президентом РФ Борисом Ельциным 30 января 1992 года. Сначала должность называлась «глава администрации Екатеринбурга».
Лишь в 1995 году, когда появилась должность «глава города Екатеринбурга», изменился устав муниципального образования — впервые прошли выборы, на которых Аркадий Чернецкий набрал 70% голосов. Затем он еще трижды проходил через эту процедуру: в 1999, 2003 и 2008 годах.
Восемнадцать лет у власти — большой срок, за который Аркадий Чернецкий запомнился и плохим, и хорошим, и просто смешным.
К примеру, началом противостояния "город — область", в парадигме которого Екатеринбург живет до сих пор и никак не может покончить с этим «пожаром». Впрочем, ряд экспертов отмечают, что дело тут не в личностях мэра и губернатора, а в особенностях геополитики, из-за которых Екатеринбург и его руководство всегда будут вынуждены противостоять главе региона и его команде для отстаивания интересов города.
В реальности же Аркадий Чернецкий совместно с губернатором Эдуардом Росселем сформировали новую концепцию развития Екатеринбурга. До них он развивался исключительно как промышленный центр. Теперь же в первую очередь как центр торговли Большого Урала и транспортно-логистический узел России.
При Аркадии Чернецком началось активное застраивание зеленых зон и зон, изначально предназначавшихся для развития транспортно-дорожной сети.
Город с тех пор постоянно испытывает проблемы с пробками на дорогах, но зато гордится выросшим в то время строительным сектором, сформировавшим самое серьезное политическое лобби в муниципалитете. В то же время именно при Аркадии Чернецком были построены все действующие станции метро — расширить их список ни одному мэру после него так и не удалось.
На время правления Аркадия Чернецкого пришелся период становления политической культуры России, на выборах тогда креативили кто во что горазд, отсюда и многие анекдоты, связанные с его именем. Один из наиболее ярких: в нулевые штаб одного из оппонентов на выборах распространял выдуманную историю о том, что Аркадий Чернецкий создал пыточную в подвале городского зоопарка, где его политических оппонентов пытают с помощью орангутангов.
Наконец, при нем Екатеринбург получил обидное прозвище — Грязьбург. При этом мэр, когда его спросили, почему зимой не убирается снег на многих улицах, ответил, что снег убирать нет смысла — сам растает весной.
В 2010 году Аркадий Чернецкий покинул свой мэрский пост и стал сенатором в Совфеде РФ, досрочно сложив с себя полномочия главы города.
Александр Якоб — Евгений Порунов (2010 — 2013, Якоб — 8 лет, Порунов — 3 года)
В 2010 году до Екатеринбурга дошла первая реформа системы муниципального самоуправления. После периода вольности в Кремле решили вернуться к советским порядкам, когда главу крупного города назначают, советуясь с властной вертикалью.
Тогда было введено понятие «двуглавая система» — должность главы города условно разделили на две: глава администрации (сити-менеджер), который назначается городской думой по итогам конкурса, и глава думы (мэр), избираемый гордумой из числа депутатов.
Тандем просуществовал три года, после чего в очередной раз был переписан Устав Екатеринбурга, система власти снова поменялась, к тому времени у думы во главе с Евгением Поруновым закончился срок, и тот ушел в отставку.
Этот период истории города перед широкой публикой ничем не отметился. Александр Якоб спокойно управлял городом, осваиваясь в должности руководителя, пока город осмыслял новую систему власти. Евгений Порунов также резких движений не совершал. Но можно отметить, что именно он сформировал принцип открытости гордумы — до него депутаты не считали нужным объяснять населению, какие решения они обсуждают, зачем, почему и какие решения в итоге утверждают.
Именно Евгений Порунов ввел практику взаимодействия со СМИ, а глядя на него, общаться с журналистами начали и депутаты. Конечно, какое-то взаимодействие было и раньше, но в основном сводилось к тайным кулуарным рассказам, где сплетни перемежались с инсайдами.
Александр Якоб — Евгений Ройзман (2013-2018, Якоб — 8 лет, Ройзман — 5 лет)
В 2013 году политика вновь изменилась — горожанам разрешили избирать если не главу города, то хотя бы мэра — председателя думы. Им стал Евгений Ройзман, получивший прозвище после своей речи на первом заседании — «человек-мэр». Тогда он предстал в образе некоего супергероя: обычный человек, надев пиджак, становится мэром.
Правление Евгения Ройзмана было шумным, противоречивым.
При нем, к примеру, большую часть городских коммунальных сетей отдали в частное пользование, причем почти бесплатно — в обмен на обещание их отремонтировать, которое так и не было выполнено.
При нем же у гордумы отобрали в полномочия по согласованию конкретных расходов бюджета — с тех пор депутатам представляются лишь общие сведения, а все остальное решается в недрах горадминистрации.
Наконец, самым громким скандалом времен Евгения Ройзмана стала убийство пенсионерки депутатом — помощником мэра Олегом Киневым. Бабушка пришла на прием к главе города, но оказалась в итоге не в тех руках.
Ушел Евгений Ройзман досрочно — в 2018 году, не дождавшись нескольких месяцев до конца срока своих полномочий. Так он протестовал против новой реформы, по которой у Екатеринбурга федеральные власти отбирали право избирать хотя бы председателя думы.
Правление Евгения Ройзмана запомнилось также появлением мема «грязь в душе» — так он ответил пользователю соцсетей, усомнившемуся в словах мэра, что с его приходом грязь с улиц города пропала.
Александр Якоб все эти годы все также тихо управлял городом. Чище и лучше в Екатеринбурге за время его работы не стало. Хуже, впрочем, тоже. Грязьбург так и тонул в грязи, плескавшейся посреди как попало построенных домов, и сражался с привычными коммунальными авариями и прочим злом.
Мало кто знает, что именно при Александре Якобе и при его участии был разработан проект реформы общественного транспорта города, которой уже четыре года пугают горожан.
Пугают в основном тем, что в мэрии нет специалиста, который внушал бы доверие и был бы способен внятно объяснить, что конкретно планируется делать и зачем, а также взял на себя ответственность за результат на каждом из этапов преобразований. Проект Якоба остался неизменным: разделить все маршруты на магистральные и локальные, оптимизировать сеть городского общественного транспорта, ввести повременной тариф для снижения стоимости пересадок. Год за годом с тех пор мэрия тратит миллионы на различных специалистов, которые должны найти обоснование, почему реформа должна быть именно такой.
Александр Якоб прославился и анекдотом: с его подачи в мэрии провели расследование, обратились к ученым и выяснили, что приснопамятная грязь на улицах Екатеринбург состоит из пыли, образованной от асфальта.
Александр Высокинский — Игорь Володин (2018 — 2020, 2 года)
После Евгения Ройзмана екатеринбуржцы вновь избирали только депутатов гордумы. Избранники — своего председателя, Игоря Володина, а под его руководством — главу города, считающегося по новым поправкам в законодательстве также и мэром, — Александра Высокинского.
Александр Высокинский, пришедший управлять городом с подачи губернатора Евгения Куйвашева, за два года наделал шума едва ли не больше, чем Евгений Ройзман за пять лет. При нем была перезапущена работа думы и депутатам вернули, по настоянию Игоря Володина, немного полномочий по управлению городскими деньгами, при нем началась практика общественных обсуждений городских проектов, начавшаяся с концепции развития главного городского парка — ЦПКиО.
Практику через год, правда, свернули и, к примеру, развитие парка на Шарташе утверждали уже без особого шума.
Запомнится Александр Высокинский, пожалуй, больше всего обещанием построить в городе канатную дорогу — амбициозный странный проект, озвученный им вскоре после прихода на должность.
Но были и другие дела, не всегда однозначные, но хорошие. При нем начался проект замены городских мостовых с бехатона на гранит, при нем в Екатеринбурге наконец-то стало относительно чисто. Не то чтобы совсем, но по крайней мере улицы уже не тонули в грязи, как раньше, а сам мэр ввел практику регулярных объездов районов вместе с журналистами. Объезды, впрочем, порой заканчивались анекдотами: к примеру, он дважды грозился уволить главу Орджоникидзевского района за бардак, но никто никуда так и не ушел.
При Александре Высокинском в Екатеринбурге вновь заговорили о противостоянии города с областной администрацией, которая дала толчок для нового развития муниципалитета, — обе стороны старались показать свою полезность к выгоде горожан.
Алексей Орлов — Игорь Володин (начало)
Алексей Орлов, в настоящее время исполняющий обязанности главы Екатеринбурга, появился в мэрском кресле одновременно и ожидаемо, и внезапно. Об отставке Александра Высокинского говорили больше года, а произошла она за считаные дни после пресс-конференции президента. В том числе став неожиданностью для многих депутатов гордумы — большинство из них пока не знает, чего ожидать.
Новый мэр показал себя на первой встрече с журналистами человеком открытым, хозяйственным, готовым работать на благо города: пообещал все праздники заниматься уборкой снега и в то же время пообещал преемственность всех проектов, начатых прежним руководителем и даже над канатной дорогой якобы подумает. Чем он запомнится городу по итогу — покажет время.