Пожар в Екатеринбурге, унесший жизни восьми человек, в очередной раз выявил комплексную проблему в общей системе обеспечения безопасности граждан. Источник ЕАН, ранее работавший спасателем в МЧС, рассказал о том, что пожар в кемеровской «Зимней вишне» так ничему не научил ни чиновников, ни обычных граждан.
Проблема пожаров в России является комплексной: это и отсутствие культуры безопасности людей, и проблемы обеспечения снаряжением и подготовки личного состава пожарной охраны, и так далее. Теория рисков говорит, что критическое накопление факторов приводит к катастрофе. Убираем три фактора из восьми – и это уже не катастрофа, а просто происшествие, а если исчезнут пять – так и вовсе рядовая ситуация. А теперь по пунктам.
Пункт первый – химия
Современный пожар – он совершенно не такой, на какой рассчитана наша сегодняшняя система. Если совсем грубо, то при пожаре сегодня, чтобы погибнуть, вам достаточно будет сделать всего два вдоха, в которых содержится предельно допустимая концентрация синильной кислоты. Синильная кислота образовывается во время горения дешевого линолеума из «Леруа Мерлена». Пока вы читаете это предложение – вы уже погибли. Примерно так и случилось с теми, кто вышел на лестничную клетку во время пожара на Рассветной.
Раньше старая квартира разгоралась условно 20-30 минут до того, как угарный газ выделялся в опасном количестве. А сейчас в отделочных материалах такой набор химии, что он убивает очень быстро: там синильная кислота, разные формальдегиды и так далее. Даже если вы выжили после пожара, не факт, что через три-четыре года вы не умрете. Вы надышались этой дрянью, вас откачали медики, но легкие и нервная система уже поражены, а последствия таких поражений, как правило, необратимы.
Очень небольшой процент людей погибает непосредственно в огне. Чаще всего убивают именно продукты горения. Давайте вспомним «Зимнюю вишню» в Кемерове. Те люди, которые пробивались к выходу, были обречены, даже если бы их спасли из пожара.
Пункт второй – культура безопасности граждан
Пожарные извещатели стоят 300 рублей, в них нужно поставить две батарейки и через полгода их поменять. И при малейшем появлении дыма извещатель начинает орать так, что вы точно не пропустите тот момент, когда еще можно спокойно покинуть квартиру и дом.
Куда вы звоните при пожаре? Какой номер набираеть? Есть номера 112 и 901, они срабатывают с мобильных, но не все их знают. По ним вы гарантированно дозвонитесь. Но тут еще одна проблема: представители так называемого «поколения Instagram», когда видят пожар, начинают пилить стрим вместо того, чтобы позвонить в службу спасения. И это вместо того, чтобы сделать пусть и 28-й по счету, но все же звонок спасателям. Всегда есть шанс, что именно ваш звонок будет первым и пожарные приедут как можно раньше. Чем быстрее вы дозвонитесь – тем быстрее приедут люди, которые способны потушить огонь, убрать дым из подъезда и спасти жизни.
Для уменьшения количества смертей в пожарах необходимо менять систему в целом. Нужно менять конструкцию зданий, вводить обратно вентиляцию в подъездах, когда любой может выйти в подъезд и нажать кнопку, чтобы дым полностью вытянуло из здания, а люди спокойно могли спуститься. Если представители управляющих компаний говорят, что изменить систему вентиляции в старых домах невозможно, они лгут - просто не хотят тратить деньги. Собственник дома рассчитывает, что пожара не случится, а если и случится – ответственность ляжет на плечи пожарных.
Задайте себе такие вопросы: сколько этажей в здании, в котором вы находитесь, на каком вы этаже, как часто вы слышите пожарную сирену и как на нее реагируете? У нас зачастую сигнал тревоги попросту игнорируют. Первое, что должен сделать инженер по технике безопасности – довести до автоматизма реакцию людей на сирену. Люди не должны задумываться, ложная тревога или нет: оделись, вышли – рефлекс. Тогда настанет момент, что вместо горы трупов у нас будут люди стоять на улице: замерзшие, но живые. И пусть пилят свой стрим.
Все вы знаете компанию «Сима-ленд». Когда вы приезжаете на парковку, обратите внимание, что в нескольких местах там стоят красные щиты, которые загораживают одно парковочное место. И это место выскоблено до земли. Именно там располагаются пожарные гидранты. И каждый собственник делает выбор - или он добавляет еще одно парковочное место, проигнорировав правила и рассчитывая на авось. А может подумать о том, чтобы пожарным не пришлось искать хозяев машины, переталкивать ее куда-то. Гидрант нужно чистить всю жизнь, чтобы он пригодился два раза. С таких действий и начинается понятие ответственного отношения к пожарной безопасности.
После советского времени в России отказались от тактической вентиляции, когда дым высасывало из зданий. Сейчас где-то это пытаются возродить. В московском гарнизоне, например, почти на две третьих сократилось число трупов и медалей за героизм. Потому что вместо того, чтобы совершать подвиги, долго бегать по задымленному подъезду девятиэтажки, стуча в двери и разыскивая живых, пожарные просто ставят перед входом вентилятор. Он выдувает дым, и спасатели спокойно эвакуируют людей. Почему это не применяется массово по всей России? Все вопросы в Москву, на Театральный (проезд, дом 3, адрес МЧС России – прим. ЕАН). Мы думали, что «Зимняя вишня» нас чему-то научила, но практика показывает иное – не изменилось ничего.