На этой неделе в Екатеринбурге будет сформирован основной состав нового созыва Общественной палаты. Во вторник дума утвердит 11 своих кандидатов, затем врио главы города Алексей Орлов — еще 11, после чего можно будет переходить к планированию первого заседания.
Общественная палата существует в Екатеринбурге более 15 лет. До сих пор ничем не отметилась. При этом попытки увеличить ее вес, значимость, функционал предпринимались неоднократно. Первым это начал делать Евгений Ройзман. Будучи главой города, он предложил включить в ее состав реальных общественников, которые могли бы поднимать действительно злободневные вопросы. Вторым стал глава Общественной палаты предыдущего созыва Александр Косинцев, который в сотрудничестве с гордумой разработал пакет поправок в регламент формирования и работы Общественной палаты, повышающих ее функционал и ответственность для ее участников.
О том, что в итоге получилось, и каков смысл работы этого органа — в нашем материале.
Теория
Положение об Общественной палате Екатеринбурга было подписано экс-мэром Аркадием Чернецким в октябре 2006 года. С тех пор туда периодически вносились корректировки, но принципиально ничего не поменялось.
Основные принципы:
- Палата является совещательным органом при муниципальных органах власти, не имеющим права принимать собственные решения;
- Целью Палаты является привлечение населения к решению вопросов местного самоуправления, разъяснение населению решений власти, информирование органов власти о мнении населения по принимаемым решениям;
- Членство в Палате является персональным и может быть отозвано лишь в чрезвычайных обстоятельствах;
- Палата заседает один раз в месяц по вопросам, список которых формирует сама или с помощью мэрии и гордумы;
- Формально решение Общественной палаты является обязательным при утверждении ряда мунципальных актов и без данного мнения эти акты не могут быть приняты. Однако список этих самых актов на федеральном уровне так и не был утвержден, поэтому данный грозный пункт остается неработающим. Фактически ее привлекают лишь к утверждению городского бюджета, но и там позиция Общественной палаты является рекомендательной и особого значения не имеет.
Стоит отметить, что в Положении об Общественной палате Екатеринбурга есть немало пунктов, прекрасных по своей сути, но абсолютно не работающих в действительности.
К примеру:
п.4, ст.3 Положения указывает в части задач Палаты: «Выработка рекомендаций органам местного самоуправления муниципального образования «город Екатеринбург», органам государственной власти Свердловской области при решении ими важнейших социальных, политических и иных вопросов на территории муниципального образования «город Екатеринбург» — в теории, согласно этому пункту, именно Палата должна была в 2019 предупредить гордуму о возможных протестах в Сквере, а когда конфликт разгорелся — возглавить переговорный процесс. На практике ее члены просто разбежались, не проявив себя ничем значимым.
п.1, ст.2 Положения о целях Палаты указывает: «Обеспечение взаимодействия между органами местного самоуправления муниципального образования «город Екатеринбург», общественными и религиозными объединениями, населением муниципального образования «город Екатеринбург». Ни один представитель религиозных объединений в настоящее время в списке утвержденных кандидатов не значится, депутаты отклонили даже представителя православных — Оксану Иванову, про другие конфессии вообще речи не идет. Это при условии, что наша страна на государственном уровне объявлена многоконфессиональной и многонациональной».
Реформы Косинцева
Два года назад главой Общественной палаты Екатеринбурга был утвержден Александр Косинцев. Он подготовил проект реформы организации. Наиболее существенными в ней были три пункта:
- передача Палаты под контроль гордумы
- формирование Палаты только из представителей общественных объединений
- лишение статуса членов Палаты, три раза подряд прогулявших заседания
После года споров и борьбы, развернувшейся вокруг Палаты, из всего этого удалось выполнить только первый пункт. При этом на возможности оставить шанс для попадания в Палату «уважаемых людей», не представляющих ничьи общественные интересы, кроме собственных, настаивала мэрия, депутаты обещали, что они свою часть будут формировать по новому принципу. В результате — даже в списке кандидатов гордумы, утвержденных комиссией по местному самоуправлению на прошлой неделе, половина — самовыдвиженцы. То есть данный пункт почти полностью провален.
Что касается так и не попавшего в положение о Палате пункта о досрочном лишении полномочий: «Договорились так, что Палата на своем первом заседании может внести его в регламент своей работы, который утверждается на первом заседании», — пояснил ЕАН Александр Косинцев.
Плюшки и привилегии
Членам Общественной палаты зарплату не платят, никакие компенсации расходов им так же не полагаются. Однако некоторые выгоды статус все же дает. По большому счету, их две:
- Члены Общественной палаты имеют право беспрепятственного общения с любым муниципальным чиновником для обсуждения общественно-значимых вопросов;
- В отличие от граждан, которые имеют право запрашивать у мэрии лишь информацию, касающуюся их лично, члены Общественной палаты имеют право запрашивать любые документы горадминистрации, включая внутренние. А чиновники обязаны их предоставить.
На практике это означает следующее. К примеру, директор строительной кампании PrinZip Геннадий Черных, будучи представителем своего юрлица, в теории имеет очень ограниченные возможности по продвижению собственных проектов. Также в теории он не имеет право получать информацию о ходе подготовки аукционов по земельным участкам. Но будучи членом Общественной палаты, он имеет право хоть каждый день приходить к руководителям профильных подразделений и требовать пояснений по ситуации в Екатеринбурге как в целом, так и по отдельным участкам.
Впрочем, есть и позитивные примеры
«В прошлом созыве именно с комиссии Александра Смолина в Общественной палате началась история по возвращению поездок на метро в единый школьный проездной. Тогда родители написали коллективное обращение в Палату, были проведены слушания, в том числе и с участием руководителей мэрии, потом была рекомендация для гордумы по итогам этих слушаний, а через несколько месяцев в апреле 2020 года поездки в метро в проездной вернули», — приводит пример член Палаты уходящего созыва Екатерина Петрова.
По ее словам, так же удавалось решать вопросы с городским благоустройством, ремонтом дорог, хотя для этого и приходилось преодолевать большое сопротивление со стороны чиновников.
В перспективе ожидается, что на федеральном уровне все-таки вспомнят о своих планах обязать муниципальные власти согласовывать свою работу с общественностью и проводить общественные обсуждения принимаемых решений. Как только утвердят перечень, каких именно — вес Палаты тут же изменится. Но когда это произойдет и произойдет ли когда-нибудь — неизвестно.
В сухом остатке
Городская Общественная палата потенциально — очень мощный инструмент для выстраивания диалога между населением и властью. Она имеет право и возможность устраивать масштабные обсуждения с привлечением чиновников для предварительного диалога по потенциально конфликтным вопросам, она имеет право требовать предоставления информации. Наконец, Общественная палата, пользуясь своим статусом, может эффективно привлекать внимание общественности и СМИ к решению городских проблем, вплоть до вынесения этих обсуждений на федеральный уровень в случае сопротивления со стороны чиновников. Однако ничего этого, скорее всего, не случится.
«Очень многое зависит от личности председателя. Позапрошлый созыв возглавлял Яков Спектор — мы очень многое сделали. В начале этого созыва нам навязали Владимира Разбойникова — вообще работа не велась. Потом пришел Александр Косинцев — снова началась работа, но там уже больше разговоров про реформу было. Сейчас говорят, что назначают Якова Силина — ну какая общественная работа может быть с таким руководителем?», — отмечает Екатерина Петрова.
Стоит отметить, что ректор УрГЭУ Яков Силин, утвержденный в качестве кандидата от гордумы, последний раз в общественной жизни города прославился скандалом с преследованием геев в своем вузе.
В целом же, даже в урезанном виде Общественная палата могла бы стать сильной площадкой по взаимодействию общественности и городских чиновников. Парадоксально, но именно поэтому мэрия и саботирует ее работу, проталкивая в состав различных понятных и контролируемых «уважаемых людей» на случай «как бы чего не вышло». А гордума ей в этом помогает. Разница с прошлыми созывами в том, что теперь гордума будет контролировать работу Общественной палаты и в случае возникновения нового конфликта с с мэрией использовать ее как один из рычагов давления на чиновников. Общественности и власти в любом случае особой пользы от всего этого нет. События в сквере у Драмы в мае 2019 года тому подтверждение.