Жители Екатеринбурга продолжают дискутировать на тему – каким может быть подарок на 300-летие города. Три года назад горожанам презентовали проект одного подарка – храма Святой Екатерины. Однако не все приняли идею построить его в сквере у Театра драмы, и проект отложили. Противостояние в центре, массовые задержания и вмешательство президента Путина... Тогда казалось, что история беспрецедентна и такое в нашем городе произошло впервые. Однако о многом мы просто забыли.
Заведующий научно-информационным центром Музея истории Екатеринбурга Евгений Бурденков рассказал ЕАН о том, как в Свердловске 60-х общественники боролись со… сквером.
Восемнадцатого ноября 1973 года в честь 250-летия Свердловска был открыт Исторический сквер, который большинство екатеринбуржцев по привычке называют Плотинкой. Это был настоящий подарок городу. Однако для того, чтобы Плотинка была такой, какой мы ее знаем, постарались активисты.
Именно они отвоевали исторические здания, в которых сейчас находятся музеи.
Историк Евгений Бурденков восстановил историческую справедливость, для этого он устроил настоящую охоту за фактами тех лет.
В 1965 году на страницах газеты «Вечерний Свердловск» известный писатель Борис Рябинин опубликовал статью под названием «Время - четвертое измерение», в которой подробно описал проблемы сохранения исторических памятников на месте Плотинки - там находился Екатеринбургский монетный двор и Императорская гранильная фабрика.
Кстати, поэтому в тот момент в народе Плотинку называли Монеткой, а краеведы дали ей имя Екатеринбургский кремль.
Именно здесь начиналась история нашего города. В 60-х годах прошлого века Монетный двор и Императорскую гранильную фабрику решили уничтожить и создать на их месте сквер с фонтанами и зеленью.
«С тех пор сложился тренд на огромное количество обвинений архитекторов, которые участвовали в создании Исторического сквера, но мне удалось расставить все по местам и обелить имена некоторых из них», - рассказал Евгений Бурденков.
Место Исторического сквера в 60-е годы также занимал Вагонно-ремонтный завод имени Воеводина. С 20-х годов XX века в планах было перенести уже Свердловский машиностроительный завод, который работал там же.
Завод хотели переносить в разные годы, но только к 1960-му он реально готовился к переезду. Появилась более детальная разработка от главного архитектора Свердловска Смирнова, согласно которой здания шли под снос. В конце мая 1962 года в обеденное время все здания на Плотинке были взорваны.
«Этот факт никак не освещался в прессе. Удивительно, что еще два года после взрыва зданий на Плотинке не производилось никаких работ: на месте неразобранными стояли остовы зданий. В 1964 году уже другой главный архитектор, Владимир Пискунов полностью переработал проект.
Мотивация такого хода событий не установлена, мы можем лишь догадываться, что проект меняли под влиянием общественного мнения. Понятно, что речь идет не об обычных общественниках, в процесс, возможно, включились видные представители интеллигенции: инженеры, директоры научных институтов», - отметил Бурденков.
В 1965 году в защиту исторической части Монетки массово писали статьи в «Вечернем Свердловске». В этом же году произошло еще одно знаковое событие – в начале ноября первый секретарь обкома КПСС Константин Николаев собрал всех общественников и краеведов "на разговор".
«По сути 3 ноября в нашем городе были проведены первые общественные слушания. Это событие - очень важный момент в истории города. Страшно себе представить, что в советское время каким-то условным «оппозиционерам» дали возможность оспаривать решения власти. Ведь все эти проекты регулировались на уровне облисполкома и горсовета. Разумеется, тогда никто никого не штурмовал, однако власть пошла на более миролюбивые позиции», - говорит Евгений.
Возможно, такой диалог с властью состоялся и благодаря тому, что именно в 1965 году было создано Всероссийское общество охраны памятников культуры. По всей стране пошел тренд на сохранение памятников. Бурденков предполагает, что федеральный тренд позволил местным активистам вывести вопрос на столь высокий уровень - в любом случае оппозиция была услышана.
«Первый секретарь обкома в своей речи говорил, мол, извините, большинство памятников не удастся сохранить, потому что они разваливаются. Понятно, почему они разваливались, – они же были взорваны. Однако риторика чиновника была достаточно примирительной, и главным результатом стало постановление горсовета о создании Исторического сквера, принятое в 1966 году. Исторический сквер создавался как компромисс между властью и теми горожанами, которые хотели восстановить здания. Все здания, которые могли подлежать восстановлению, оставили. В проекте Исторического сквера появилось около 10 сооружений, которых в предыдущих проектах не было. Эти события были не полной победой общественности, но очень важные для истории нашего города решения», - рассказывает Бурденков.
Благодаря лояльности властей и активности горожан шестидесятых, в Екатеринбурге остались здания, в которых сейчас находятся Музей дизайна и архитектуры, Музей ИЗО, Музей природы.
Фото: emii.ru
Здание на Воеводина, 5 было возведено в 1749 году как Горный госпиталь Екатеринбургского железоделательного завода. В 1985 году была завершена реконструкция здания. Сейчас в нем находится Екатеринбургский музей ИЗО.
Краеведы тогда не опускали руки и пытались сохранить остатки остальных зданий. В 1966 году в Свердловск приехал министр культуры РСФСР Кузнецов, и они добились от него осмотра строений.
Приезд министра культуры Кузнецова
«В то время во всех зданиях была уже заложена взрывчатка. Кузнецов еще раз посмотрел Монетный двор, но все же совместно с первым секретарем Николаевым они решили его взрывать. В апреле 1966 года были взорваны остатки. После уже была рутинная реконструкция сквера, которая продолжалась до 1973 года», - дополнил Бурденков.
Восстанавливать историю полувековой давности историк решил не столько из-за личного азарта, сколько для того, чтобы все мы понимали – активная позиция горожан зарождалась именно тогда.
«Такие истории мы забываем, но они точно есть. Новому поколению правозащитников было бы полезно знать, что перед ними тоже были люди, которые выступали примерно с такими же речами. В восьмидесятых годах была история с домом Фальковского (на месте "Антея"), который горожане долго защищали. Таких историй было много, но все началось, как я считаю, именно с движения 1965 года», - заключил Евгений Бурденков.
Журналист ЕАН задал вопрос о возможных переменах Исторического сквера главе управления культуры Екатеринбурга Илье Маркову.
«К 2023 году в Историческом сквере будет парк Универсиады. Также будет проведен ряд мероприятий, направленных на распространение информации об этом месте», - сообщил Илья Марков.
В материале используются изображения, предоставленные Евгением Бурденковым, фотографии и документы хранятся в Государственном архиве Свердловской области. В материале также использованы фотографии Виктора Малькова, взятые из фондов Музея истории Екатеринбурга.
На фото: Виктор Мальков.
Есть новость — поделитесь! Мессенджеры ЕАН для ценной информации
+7 922 143 47 42