Десять дней практически непрерывной пикировки вокруг крестного хода в Екатеринбурге завершились. Как это ни парадоксально, в итоге все или почти все участники могут быть довольны. По крайней мере, такая версия сейчас обсуждается в рамках своего рода «подведения итогов».
Напомню краткую хронику событий. Восьмого июля губернатор Евгений Куйвашев заявил, что областные власти выступают против шествия. Причина понятна: ковид. Через несколько часов митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Евгений ответил, что «традиция народного шествия уже стала для десятков тысяч людей священной» и отказываться от нее церковь не будет. Предстоятель подчеркнул, что непременно возглавит крестный ход.
Потом было еще несколько заявлений, и все в один день - 13 июля.
- Вице-губернатор Сергей Бидонько заявил в СМИ, что никакого шествия не будет, а сама епархия «понимает, что проведение несогласованного массового мероприятия грозит уголовной и административной ответственностью».
- Замглавы региона Павел Креков смягчил тональность коллеги, пообещав, что «никаких цепей силовиков не будет».
- А еще ближе к вечеру омбудсмен Татьяна Мерзлякова выразила уверенность в том, что «умные люди всегда договорятся».
В общем, именно к вечеру вторника, 13 июля, стало понятно, что шествие все-таки состоится и никому за это ничего не будет.
Наверное, по итогам за всю ситуацию должно быть обидно губернатору. Все-таки он – первое лицо в регионе, да еще и всенародно избранное уже в первом туре, впервые в политической истории Свердловской области. У него впереди целая пачка избирательных кампаний: летне-осенняя партийная – в Госдуму и Заксо и своя, личная, губернаторская, всего через год. А тут вроде бы как демонстративно не послушались и вышли.
С другой стороны, для части общества Куйвашев показал себя молодцом. Как ответственный за борьбу с коронавирусом, пытался остановить то, что должен был попытаться остановить. И, возможно, даже получит в итоге дополнительные голоса той части горожан, которая скептически настроена по отношению к РПЦ.
И еще какое-то время в случае новых резких ковид-вспышек сможет говорить: «А чему вы удивлены? Вы же любите организовывать массовые шествия? Вас предупреждали, получите и распишитесь».
По-своему доволен должен быть и митрополит. Он показал свою силу и способность «упереться», если речь идет о важных для верующих вещах, готовность ставить под угрозу себя лично, если этого ждет паства.
Опять же некоей красной черты митрополит Евгений не перешел, накануне самого шествия не призывал к участию в нем и вообще заявил: «Я вне ситуации, кто пойдет, как пойдет — я не знаю». То есть «уперся», но до определенной границы, дав понять всем, в том числе - Москве, что он человек принципиальный, но разумный и понимает важность поставленной светскими властями задачи победить пандемию.
И опять же, число участников, которое оценивается в цифру от 1,5 тыс. до 2 тыс. человек, не превзошло какие-то разумные границы, достойно, но скромно, не потрясло воображение.
Довольны должны быть и силовики, чье положение в какой-то момент стало очень незавидным. С одной стороны – несанкционированная акция, участников которой по идее надо «винтить». С другой – церковь важный общественный институт и даже, как заявил шеф-редактор «Эха Москвы» Алексей Венедиктов, объясняя, почему шествие в Екатеринбурге состоялось, «один из столпов Путина». Которому на этом основании позволено несколько больше, чем остальным.
В итоге и для силовиков все закончилось хорошо. И в репрессивные действия не сорвались, и ситуацию проконтролировали, все обошлось без ЧП.
Конечно, на самом деле осадок, что называется, останется у всех. Наверняка губернатор затаил нехорошее к митрополиту, митрополит – к губернатору, а силовики – ко всем сразу. Но в целом, как мне кажется, все закончилось вполне позитивно. Всегда может быть хуже.
Есть новость — поделитесь! Мессенджеры ЕАН для ценной информации
+7 922 143 47 42