Законодательное собрание Свердловской области образца 2016 - 2021 годов завершило свою работу. До октября депутатов еще будут пускать в их кабинеты и в буфет, но формально эта часть их жизни завершена. Впрочем, большинство парламентариев отчаянно пытается переизбраться. О том, чем они занимались последние пять лет и почему хотят продолжить, – в материале ЕАН.
Заксобрание на осадном положении
Почти два года из пяти лет парламент работал в закрытом режиме. На территорию Заксобрания с весны 2020 года не всегда пускали даже министров — им приходилось делать свои доклады по видео-конференц-связи. Для журналистов из-за коронавирусных ограничений двери и вовсе остались закрыты.
Почти с самого начала пандемии парламент ужесточил требования к своей работе, чтобы снизить риск заражения депутатов. Им даже пришлось заседать в двух залах, задействовав «малый», который раньше использовался лишь для заседания фракций, чтобы соблюсти максимальную социальную дистанцию в соответствии с новыми санитарными требованиями.
Как результат, Заксобрание почти ушло из повестки. Вряд ли это пошло на пользу имиджу органов власти.
«В 17-18 годах мы проводили замеры. По их результатам народ как не понимал, так и не понимает, зачем нужны депутаты», - отмечает политолог, руководитель исследовательского центра «Аналитик» Андрей Мозолин.
Новые лица
За время работы текущего созыва в нем сменилось пять депутатов. Еще один не успел расстаться с мандатом, но только из-за того, что созыв закончился.
Наверное, больше всего седьмой созыв запомнится смертью двух своих ветеранов: вице-спикера Анатолия Сухова и бессменного председателя бюджетного комитета Владимира Терешкова. Обе смерти не связаны с коронавирусом: у Сухова остановилось сердце, у Терешкова оторвался тромб. Сегодня многие коллеги называют эти потери личной трагедией.
Еще ряд депутатов покинули парламент по другим причинам: Игорь Володин стал главой гордумы Екатеринбурга, а Дмитрий Ионин перешел на работу в Госдуму, получив мандат лидера справедливороссов Александра Буркова, который в свою очередь сложил депутатские полномочия ради поста губернатора Омской области.
Вообще больше всего в этом созыве пострадала фракция «Справедливая Россия». Помимо Ионина она лишилась Армена Карапетяна — тот был лишен мандата за нарушения в декларации о доходах. Случай для свердловского парламента исключительный. Осадок от этой истории остался у многих: серьезные вопросы у прокуратуры были к доброму десятку депутатов, в том числе единороссов. Но их пожалели, а вот беднягу Карепетяна сдали с удовольствием.
Также Заксобрание покинул Евгений Лобов, но по довольно странной причине. Как он заявил, в связи с невозможностью совмещать депутатскую и личную жизнь.
Еще в двух случаях депутаты досидели до конца созыва лишь потому, что он закончился. Так, эсер Андрей Жуковский вслед за своими однопартийцами фактически перебрался в Омскую область, возглавив местное региональное отделение «Справедливой России». Депутат от ЛДПР Александр Коркин месяц назад был признан виновным в причинении смерти по неосторожности на охоте. После такого решения суда коллеги должны были бы лишить его мандата, но не успели.
Жуковский также стал парламентарием, который произнес самую яркую фразу за все время последних заседаний Заксобрания. Он сравнил депутатов с ангелами.
«Я, конечно, не Иисус Христос. Но депутат - это переходный вид от человека к ангелу», - заявил парламентарий с трибуны в октябре 2018 года в своей речи в защиту Карапетяна, призывая депутатов простить его за ошибки в декларации.
Не помогло.
Стоит отметить, что в части смены депутатов седьмой созыв не стал особо рекордным. Для сравнения: в предыдущем созыве по различным причинам сменилось 6 человек. Например, основатель сети «Кировский» Игорь Ковпак решил оставить дела и выйти на пенсию, в парламенте его после довыборов сменил сын, а Денис Паслер сложил полномочия, чтобы возглавить региональный кабмин.
Ликвидация оппозиции
То, что большинство мандатов в Заксобрании принадлежит партии власти, - давно норма. Но долгое время оппозиционеры в региональном парламенте оставались заметной величиной. За счет своих выступлений, а временами и через кооперацию, как в 2012 году, когда организованная тремя фракциями «итальянская забастовка» заставила кабмин пойти на уступки и снизить уровень «муниципального фильтра» на выборах губернатора.
Процесс ликвидации оппозиции начался еще в позапрошлом созыве. Первым стал бывший глава свердловских коммунистов Дмитрий Шадрин, вынужденный покинуть парламент после того, как он проиграл аппаратную борьбу действующему главе обкома Александру Ивачеву. Следом еще один коммунист, Андрей Альшевских после серии критических выпадов в адрес губернатора получил предложение баллотироваться в Госдуму от «Единой России», где стал ярым сторонником партии и проводником ее инициатив.
В этом созыве областной парламент потерял уже упомянутого Ионина и лидера фракции ЛДПР Михаила Зубарева, удачно перешедшего уже под занавес работы в «Единую Россию» и обоснованно рассчитывающего на переизбрание.
«Переход оппозиционеров мне не очень понятен, поскольку своими они там все равно не становятся. Нет у нас успешных кейсов подобных переходов», - отмечает директор центра Европейско-Азиатских исследований Андрей Русаков.
Впрочем, можно считать, что подобные переходы для региона норма. Так, в свое время депутат Георгий Перский прославился фразой «Партий много, а Перский один» и тем, что сменил пяток партий. В результате из политики он ушел вовсе, и за его перемещениями по миру теперь весьма интересно наблюдать в Facebook.
Законотворчество: отмена мэров и реновация
Самым скандальным законопроектом текущего созыва стала отмена выборов мэров в свердловских муниципалитетах. Процесс начался еще несколько лет назад и был связан с пресловутым «федеральным трендом», и потому все происходило вполне ожидаемо. «Своих» мэров лишились даже Екатеринбург с Нижним Тагилом, теперь глав этих городов выбирают депутаты по итогам конкурса кандидатов.
Весь созыв общественники пытались вернуть все, пытаясь организовать референдум. В прошлом году в Заксобрание даже была успешно направлена инициатива по возврату выборов в Екатеринбурге, но депутаты ее предсказуемо отклонили, проголосовав "против".
Наконец, еще один знаковый законопроект Заксобрание приняло в этом году - «О комплексном развитии территории», который в СМИ окрестили «законом о реновации». Ожидается, что он ускорит снос ветхого жилья в области. Не могли депутаты не отличиться и в этой истории: лидер коммунистов Александр Ивачев был пойман на голосовании «за», хотя уверял всех в том, что уж кто-кто, а он-то точно всегда был против реновации.
Многое в этом небольшом тексте осталось за кадром, хотя сами по себе такие истории куда душевнее и интереснее, чем официальная парламентская хроника.
- Избрание Виктора Шептия первым вице-спикером и треснувший в тот же день стеклянный купол на здании Заксо («Плохой знак для Вити», - шутили депутаты),
- ковид спикера Людмилы Бабушкиной, который заставил сплотиться ее оппонентов и разбежаться, когда выяснилось, что болезни нет,
- война с «гряземесами»,
- атака на единоросса Коробейникова, оказавшегося крупным владельцем коммерческой недвижимости.
Увы, внутренние дрязги и сплетни в свердловском парламенте умеют скрывать хорошо. Может быть, поэтому и вспомнить о том, чем они там занимались, очень сложно.
ЕАН будет следить за новым созывом.
Есть новость — поделитесь! Мессенджеры ЕАН для ценной информации
+7 922 143 47 42