С прошлой недели в Свердловской области впервые за долгие месяцы начали дешеветь овощи. Рекордные цены на сельскохозяйственную продукцию сбило поступление нового урожая с полей. Однако, по прогнозам депутатов свердловского Заксобрания и самих аграриев, дефляция продлится недолго. После окончания уборочной следует ожидать очередных скачков цен на продукты питания. Специально для ЕАН руководитель сельскохозяйственного кооператива «Битимский» Михаил Мальцев рассказал, почему дорожали и будут дорожать овощи и другая сельскохозяйственная продукция.
Фермеры-спекулянты
Основной причиной резкой продовольственной инфляции и федеральные, и региональные власти называли засуху. В прошлом году часть урожая погибла из-за аномальной жары в июле. В этом году часть посевов выгорела из-за жаркого июня. К слову, пострадали не только свердловские аграрии.
По данным Минсельхоза РФ, режим ЧС из-за неблагоприятных погодных условий помимо Свердловской области ввели власти еще девяти регионов (в том числе в Алтайском крае — житнице гречки и сои).
Однако, как считает глава СХПК «Битимский», засуха не единственная причина возникшего дефицита овощей на Среднем Урале. Предпосылки продовольственного кризиса складывались на протяжении последних пяти лет — после гибели урожая в 2015 году. В тот год из-за обильных дождей аграрии поздно начали посевную и позже необходимого срока вышли на уборочную. В результате часть урожая не успели собрать до первого снега в октябре, и неубранные культуры погибли.
Крестьянско-фермерские хозяйства (КФХ) Свердловской области, чтобы быстро отбить потери, с 2016 года начали массово выращивать картофель и другие овощи открытого грунта.
«Подорожание было ожидаемым. В последние годы многие посчитали, что картофель и овощи наиболее рентабельные культуры, и возникло перепроизводство. Это привело к появлению излишка продукции и обвалу цен. Поэтому многие (хозяйства — прим. ЕАН) за последние два года сошли с дистанции. Например, соседнее с нами хозяйство эту тему закрыло напрочь», — рассказал Мальцев.
Он добавил, что представители отрасли предлагали Министерству АПК и продовольственного рынка области взять под контроль ситуацию. Например, через составления определенного плана для хозяйств или создание саморегулирующих механизмов. Но региональный МинАПК, согласно этой версии, по факту пустил ситуацию на самотек.
Как признается Мальцев, тенденция к сокращению посевных площадей по отдельным культурам продолжается и в этом году. Например, на его предприятии на 10 га сокращены посевные капусты из-за нерентабельности продукции.
Впрочем, резкое перепроизводство с последующим дефицитом — общая история для сельского хозяйства всей страны. По причине перепроизводства (с последующим дефицитом) в стране резко дорожали гречка и сахар.
Специалисты уходят в «Ашаны»
В качестве еще одной причины дефицита плодоовощной продукции Михаил Мальцев назвал нехватку рабочей силы: и узконаправленных специалистов, и трудовых резервов. Как отметил глава СХПК «Битимский», до пандемии большую часть персонала на сельскохозяйственных предприятиях составляли мигранты. С закрытием границ свердловские аграрии лишились основного источника рабочей силы.
«Дефицит овощей сложился искусственно. Когда нам сказали, что людей из-за рубежа не будет, ситуация осложнилась. Наши люди (местные жители — прим. ЕАН) не хотят работать. Мы с центра занятости ни одного человека привлечь не можем. И те, кто занимается производством, идут целенаправленно на сокращение площадей», — рассказал Михаил Мальцев.
Узконаправленные специалисты, которых выпускают вузы, по его словам, также не хотят работать на сельскохозяйственных предприятиях.
«Они из института выходят и идут менеджерами в «Ашан». Им проще и удобнее в Екатеринбурге осесть, а не куда-то уезжать», — отмечает директор СХПК «Битимский».
При этом нехватка кадров болезненно сказывается не только на работе в поле. На посевной и во время уборочной потребности сельскохозяйственных предприятий закрывает техника и механизация производства. Проблема возникает при подготовке собранного урожая к продаже.
Как раз для подготовки овощей к продаже на полках в сельскохозяйственных предприятиях кадров и не хватает.
Цены снова пойдут вверх
На фоне нестабильности производства и нехватки кадров, как полагает аграрий, дальнейший рост цен на сельскохозяйственную продукцию неизбежен. Поскольку перечисленные выше системные проблемы в агропромышленном комплексе не устранены.
«Рост все равно должен быть. Убыточное производство долго существовать не может. Мы все-таки живем в рыночных условиях. Если сегодня будет рыночная цена картофеля по 30 рублей, мы и продаем по 30 рублей. Думаю, что пока ранний урожай картофеля и будет где-то по 30-40 рублей за килограмм, капуста — 26-28 рублей»,— рассчитал директор предприятия.
Неизбежным Михаил Мальцев назвал подорожание молока и молочной продукции — на 15-20% из-за дефицита кормов, которые заготовляются из многолетних трав. При том директор СХПК «Битимский» раскрыл также экономику путешествия продукции от производителя к полкам.
Если у сельхозпроизводителей закупочная цена составляет порядка 27 рублей за литр, то после прохождения через переработчиков к полкам стоимость составляет 53-55 рублей за литр.
При грамотном же распределении ресурсов, как полагает Михаил Мальцев, дефицита можно избежать. По его оценке, агропромышленный комплекс региона способен на 100% покрыть потребности населения Свердловской области в овощах. Однако это потребует крупных вложений, например, в те же оросительные системы, которые спасли бы урожай в засушливые годы.
Например, для реконструкции подобного комплекса в СХПК «Битимский» на площадке в 200 га необходимо 7 млн рублей. Однако государство готово компенсировать предприятию только 10% от затрат. В 2014 году, как отметил Мальцев, власти были щедрее и покрывали до 50% от затрат аграриев на такие проекты.
Пока что свердловским аграриям остается только надеяться больше на погоду, чем на денежный дождь из бюджетов.
Есть новость — поделитесь! Мессенджеры ЕАН для ценной информации
+7 922 143 47 42