ЕАН подводит итоги недели. По нашей просьбе эксперты прокомментировали самые яркие события, которые произошли в Екатеринбурге, Свердловской области, России и мире.
Когда Екатеринбург перестанет топить после дождей?
Очередная крупная гроза с обильным количеством осадков, как та, что произошла в ночь на 6 августа, показала, что ливневая канализация в Екатеринбурге не справляется с большим количеством воды. После подобных разгулов стихии неизменно встает вопрос, что нужно сделать, чтобы спасти город от подобных наводнений. Об этом ЕАН спросил архитектора и градозащитницу Полину Иванову.
По словам Ивановой, ливневая канализация – очень сложная инженерная система. Однако если она существует, это позволяет рельефу в городе идти как угодно, как удобно каждому хозяину отдельного участка.
«Это очень классная картинка, когда хозяева участков не заботятся об общем благе, а система сама все отводит. Но так, скорее всего, никогда не будет», - уверена Иванова.
По мнению градозащитницы, нормальная система - это когда хозяева участков понимают, что отвод воды - общая проблема и решать ее нужно всем вместе, совместно вкладываясь в общее благо. Это значит, что каждый участок должен думать, куда он сбрасывает воду.
«То есть она уходит не в какую-то мифическую несуществующую ливневку и пропадает там, исчезает, как в телепорте. Эта вода куда-то последовательно течет с одного участка на другой, на третий. А сейчас проектировщики просто делают отвод со своего участка куда угодно. Такая система должна быть искоренена», - считает архитектор.
«У нас сейчас рядом с каждым офисником огромная, закатанная в асфальт парковка, с которых все сливается на улицы и никуда не уходит. Нам нужно искать новые способы благоустройства и варианты, когда парковки совмещаются с зелеными зонами. Это не буржуазные излишества, это острая необходимость для нашего города», - подчеркивает Иванова.
Также она предлагает частично раскрыть русла малых рек, которые протекают под Екатеринбургом: какие-то их части идут по зеленым зонам. Это помогло бы воде лучше уходить с улиц.
Чем заполнить пустые бетонные площади?
С 1 августа на Площади 1905 года идут работы по превращению пространства в прекрасный сад. Здесь с 14 августа будет проходить фестиваль ландшафтного дизайна «Атмосфера». На бывшей парковке появится сквер с газонами, деревьями, цветниками, игровыми площадками и амфитеатром.
Опрошенные ЕАН эксперты положительно оценили идею подобного временного благоустройства площади с использованием приемов тактического урбанизма (методов по быстрому изменению городской среды). Мы обсудили с архитектором и урбанистом Владимиром Злоказовым, какие еще площадки в Екатеринбурге можно мгновенно преобразить и что могут сделать жители города своими руками без привлечения средств спонсоров.
В первую очередь Злоказов обратил внимание на то, что проведение фестиваля «Атмосфера» стоит больших денег, поскольку на Площадь 1905 года привезли много взрослых деревьев, которые стоят десятки тысяч рублей. Поэтому в таких масштабах тактическое благоустройство можно "внедрить" только с помощью состоятельного спонсора.
«Что-то похожее начал в свое время делать Юрий Окунев. Он делал газоны на Гоголя, и в районе Коляда-театра они пытались сделать. Но там они делали маленькие участки, и это тоже стоило денег.
Силами рядовых горожан можно обустроить небольшие участки. Мне приходит в голову в связи с этим сад Нурова в районе Царского моста. Там силами волонтеров и за очень маленькие деньги сделали очень приятное благоустройство внутри квартала. Оно достаточно локальное, буквально 100- 200 кв. м, но это тоже некий пример того, как это может быть сделано», - рассказал Злоказов.
В качестве мест, которые можно обустроить, Злоказов назвал привокзальную площадь, площадь у цирка и площадь Первой Пятилетки на Уралмаше. При этом нарисованный там супрематический крест урбанист назвал неплохим примером временного благоустройства: «Краска смоется, а бетон в первозданном виде останется».
Отдельно эксперт коснулся вопроса озеленения, поскольку высадка деревьев в грунт без согласования с администрацией Екатеринбурга чревата проблемами.
«Посадку деревьев в грунт согласовывать с администрацией желательно, поскольку под землей проходит много разных коммуникаций. Во-первых, нельзя сажать непосредственно над коммуникациями. Также в зависимости от типа коммуникаций у них есть нормативные отступы. Если не иметь геодезической съемки, то можно посадить деревья в неправильные места. Это само по себе коммуникации не повредит, но когда назреет время ремонта, эти деревья будут снесены», - отметил эксперт.
В качестве возможных вариантов благоустройства Злоказов предлагает спортивные площадки, корты, скейт-парки. Важно не только создать пространство, но и попытаться его активировать, чтобы им пользовалось больше людей. Для этого можно посоветоваться с местными жителями, чтобы понять, какие активности им были бы нужны, а от каких они хотели бы отказаться.
Стоит ли закрыть центр города от автомобилей?
Пока на Площади 1905 года разбивают сад на месте парковки, возникло предложение, почему бы не закрыть центр Екатеринбурга для въезда автомобилей и не разрешить проезд только пожарным, автомобилям скорой помощи и машинам жителей из близлежащих домов. Подобное решение позволило бы избавиться от пробок в центре города и повысить скорость проезда общественного транспорта.
ЕАН обсудил такое предложение с руководителем екатеринбургского отделения фонда «Городские проекты Ильи Варламова и Максима Каца» Александром Свалухиным.
По мнению эксперта, предложение прогрессивное, но пока преждевременное, поскольку не опробованы менее радикальные, но работающие меры. Сначала необходимо сделать в городе реально работающую платную парковку, за неоплату которой грозил бы неминуемый штраф. Дальше плата за парковку должна повышаться, а стоимость - варьироваться в зависимости от зон.
«Повышение стоимости – заградительная мера. Не хочешь платить 380 рублей в час (как в некоторых местах в центре Москвы) - пользуйся общественным транспортом, которого вокруг много и поездка на нем стоит разумные деньги», - считает Свалухин.
Параллельно, уверен урбанист, нужно делать комфортным и предсказуемым общественный транспорт: создавать новые выделенные полосы и новые трамвайные линии. Это должно сопровождаться пополнением и обновлением подвижного состава троллейбусов и трамваев. Троллейбусы должны быть с возможностью автономного хода, а трамваи - 3-секционные сочлененные.
«Вместо тесных "шайтан-богданов" и ПАЗиков по городу должны ходить просторные низкопольные автобусы особо большой вместимости - современные "гармошки" типа ЛиАЗ-6213, как в Москве. Нужно создавать удобные транспортно-пересадочные узлы», - перечисляет эксперт.
Также необходимо провести реформу общественного транспорта, применить рекомендации "Города.Pro" и Центра экономики инфраструктуры. Популяризировать пересадочные тарифы, в которых должен быть не только наземный общественный транспорт, но и метро. Стоит предусмотреть и ночные маршруты общественного транспорта.
Нужно делать комфортным перемещение по городу пешком, развивать инфраструктуру для велосипедов и самокатов - велополосы, велодорожки, велопереезды. Короче говоря, городские власти должны делать все, чтобы стимулировать поездки по городу на любом транспорте, кроме личного автомобиля.
«Но для всего этого требуется пересмотр городских приоритетов. Главными в городе должны быть пешеходы, дальше велосипедисты и самокатчики, затем общественный транспорт, потом уже автомобили движущиеся и стоящие. Эти принципы применяются в прогрессивных и комфортных городах. По таким городам приятно гулять и перемещаться на общественном транспорте», - подчеркивает Свалухин.
Пересмотр приоритетов должен не только декларироваться, но и отражаться в городском бюджете, стратегических документах. В бюджете комфортного города не должно быть перекосов в пользу строительства инфраструктуры для автомобилей: машины, в таком количестве, как сейчас, городу точно не нужны. Бюджет обязательно должен быть сбалансированным, его нужно составлять с учетом этих приоритетов.
Анна Гринь
Есть новость — поделитесь! Мессенджеры ЕАН для ценной информации
+7 922 143 47 42.