РИА «Европейско-Азиатские Новости» на ДзенеРИА «Европейско-Азиатские Новости» вКонтактеРИА «Европейско-Азиатские Новости» в ОдноклассникахРИА «Европейско-Азиатские Новости» в ТелеграмРИА «Европейско-Азиатские Новости» в YouTubeРИА «Европейско-Азиатские Новости» в RuTube
[18+]
Опубликовано: 10 сентября 2021 в 14:48
Автор ЕАНовостиЕАНовости

«Узаконенный шантаж»: юрист рассказал, как сейчас налоговики вынуждают бизнес переписывать декларации

© Фото из открытых источников
Старший партнер юридической фирмы Intellect Роман Речкин рассказал в беседе с DK.RU о трендах, формируемых ФНС в работе с предпринимателями.
Общий тренд заключается в «побуждении налогоплательщиков к добровольному уточнению налоговых обязательств», говорит эксперт. В 2020 году органы ФНС в Свердловской области провели 171 выездную проверку. По сравнению с 2019 г. их количество уменьшилось на 35%. В первом полугодии 2021 году в области прошли 62 выездные проверки.
«Выездная проверка — это дорогое, громоздкое, затратное по времени (занимает на практике от года до полутора) мероприятие, в ходе которого налоговый орган проводит экономический анализ, изучает всех контрагентов, оценивает все бизнес-процессы налогоплательщика. Акты выездных проверок сейчас — это фолианты на 200–300 листов и более. Логично, что у ФНС возникло желание оптимизировать эту деятельность», - говорит Роман Речкин.
Способом этой оптимизации стало внедрение так называемого «предпроверочного анализа». Это системный сбор информации о налогоплательщике. При этом в Налоговом кодексе есть камеральные проверки, есть выездные проверки, а вот никакого «предпроверочного анализа» нет, поясняет юрист.
«Законность подобных требований под вопросом. Если в полученном требовании ИФНС вы посмотрите на правовое основание истребования документов, как правило, увидите ссылки одновременно и на ст. 93 Налогового кодекса РФ «Истребование документов при проведении налоговой проверки», и на п. 2 ст. 93.1 НК РФ, который предусматривает право налогового органа в определенных случаях истребовать документы и информацию вне рамок проведения налоговых проверок. То есть это взаимоисключающие нормы. Либо документы истребуются в рамках проверки, либо — вне рамок, это не может происходить одновременно. Но налоговиков это не смущает — поскольку, по их логике, такой сбор информации законом прямо не запрещен», - рассказывает Роман Речкин.
В результате ФНС аккумулирует информацию о налогоплательщике, затем вызывает руководителя и сообщает о проблемах, не конкретизируя, какие нарушения были нарушены и какие доказательства этих нарушений были найдены. Бизнесмена просят подать уточненную декларацию и убрать вычеты по НДС полностью или частично и затраты по налогу на прибыль, либо ему грозит выездная проверка.
«Дальше произносится красивая фраза: «И примите меры к добровольному уточнению налоговых обязательств». Работает ли это? Еще как: в 2020 г. по результатам контрольных мероприятий налоговики дополнительно «принесли» в бюджет почти 300 млрд рублей. Больше половины этой суммы (158 млрд рублей) «обеспечены аналитической работой», то есть «побуждением к добровольному уточнению налоговых обязательств». Которое фактически представляет собой «узаконенный шантаж» налогоплательщика на основе нерегламентированного законом сбора информации о нем», - говорит юрист.
Есть новость — поделитесь! Мессенджеры ЕАН для ценной информации
+7 922 143 47 42
almaceramica