В жизни бывают случаи, когда своим ходом добраться до медицинского учреждения нет времени. Это может быть несчастье на улице или внезапная ситуация дома, и тогда единственный выход - звонить в скорую помощь. Между бригадой врачей и человеком есть дополнительное звено - диспетчер, и корректный вызов неотложки может спасти жизнь вам, вашим близким или постороннему человеку, с которым вы оказались рядом во время несчастного случая.
О том, что важно помнить в экстренной ситуации, какие «волшебные» слова нужно сказать диспетчеру и чем неотложная помощь отличается от скорой, ЕАН рассказала Татьяна Ауст, сотрудник экспертно-аналитического отдела горздрава Екатеринбурга (ликвидирован 01.01.2021).
Не нужно вызвать скорую с причиной «мне плохо»
Вызовы скорой помощи делятся не только на экстренные и неотложные. Срочность вызова также имеет свои категории. Самая «спокойная» из них для СМП (аббревиатура названия службы — скорая медицинская помощь) категория – это транспортировка пациента в стабильном состоянии из одного стационара в другой. В данном случае он находится под наблюдением медиков, угрозы жизни нет.
Самые срочные вызовы – на ЧС и ДТП, в общественные места или если для жизни человека есть реальная угроза.
Комментируя для СМИ время доезда на вызовы, администрация СМП обычно цитирует пункт 11 Порядка оказания скорой, в том числе специализированной, помощи.
В документе вызовы подразделяются на экстренные, когда есть прямая угроза жизни пациента, и на неотложные, когда угрозы жизни нет. На экстренный вызов бригада скорой помощи должна приехать за 20 минут, в этом случае у нее есть шанс спасти пациента.
Время обслуживания неотложных вызовов не ограничено, и это установлено на федеральном уровне.
Поэтому, если ваш вызов не попал в экстренные и случилось непоправимое, то потом, скорее всего, не будет никакого смысла предъявлять претензии скорой помощи.
В этом пункте Порядка оказания скорой помощи идет перечисление поводов для экстренных вызовов: угрожающие жизни нарушения сознания, дыхания, кровообращения, болевой синдром, травмы и ожоги, кровотечения, а также роды и опасные для больного и окружающих его людей психические расстройства. Роды и психические расстройства вынесем за скобки – в первом случае все очевидно (хотя и неоднозначно, потому что многие предпочитают добираться до роддома самостоятельно, и чаще всего это не противоречит интересам женщины и ребенка), а с психическими заболеваниями, наоборот, все слишком сложно и неоднозначно, поэтому требует отдельного разговора.
Наша тема – как вызвать скорую, если у пациента есть угроза жизни в связи с его заболеванием. Например, у него развивается инфаркт.
Все зависит от диспетчера
Сами сотрудники скорой помощи признают: несмотря на то, что категорию срочности вызова присваивает информационная система, от человеческого фактора по-прежнему зависит очень многое. Более того, часть врачей считают, что фельдшер по приему вызовов – это один из главных факторов временных задержек. Что нужно для того, чтобы исправить ситуацию? Нужны квалифицированные фельдшеры, у которых будет опыт и которые станут регулярно проходить обучение. В Екатеринбурге с кадрами на скорой помощи в целом лучше, чем в области, но и здесь при приеме вызовов бывают ошибки.
Диспетчер (фельдшер по приему вызовов) или старший врач при получении дополнительной информации о больном могут изменить срочность вызова, но сначала ее определяет компьютер. А изменить они ее могут только на основании информации от того, кто звонит.
«Плохо с сердцем» - это, увы, неотложка
Жалобы на симптомы, которые вызывают сердечно-сосудистые заболевания, занимают важное место среди обращений в СМП. К тому же смертность от этих заболеваний прочно соседствует с другими причинами. При этом далеко не каждый вызов к пациенту с острым коронарным синдромом попадает в экстренные. Поэтому на «кардиологии» нужно остановиться максимально подробно.
Пример первый. Молодой мужчина, скорую вызывает жена, которая говорит буквально следующее: «Плохо с сердцем». Система фиксирует вызов как неотложный, бригада прибывает на место через 40 минут после вызова (при экстренном прибыла бы в два раза быстрее). В течение последнего часа, со слов жены, у мужчины появились жалобы на сердцебиение, чувство нехватки воздуха, боли в области сердца. Бригада фиксирует резкую бледность пациента, они успевают снять ЭКГ, на которой есть изменения, характерные для инфаркта. Затем – потеря сознания, остановка сердца, реанимация. Вызов второй бригады, продолжение реанимации. Смерть.
Этот случай мы очень долго обсуждали с работниками станции: слушали запись вызова, спорили. При вызове никто не сказал о том, что есть угроза жизни, а в данном случае такими признаками могла быть резкая слабость и бледность. Вызов был зафиксирован как неотложный. Формально приехать на него могли еще позже. Мог ли диспетчер задать несколько вопросов о состоянии пациента? Мог. Могла ли жена не обобщать свои впечатления о происходящем, а описать состояние больного более подробно? Возможно, но нужно учесть растерянность человека в экстренной ситуации.
Пример второй. Более позитивный. Незадолго до своего ухода из горздрава я глубокой ночью читала один из городских форумов. Тема в разделе «Здоровье» звучала так: ждем скорую помощь четыре часа. Я открыла, прочитала: «Скорую вызвали папе, ему 76 лет, острая боль в желудке отдает за грудину, дома есть трамадол, мы не знаем, желудок это или сердце». В личных сообщениях я спросила автора про артериальное давление у отца, оно не было низким, и я посоветовала дать ему до приезда скорой таблетку нитроглицерина. Но нитроглицерина дома не оказалось, аптека рядом была закрыта. Я задала еще пару вопросов о характере боли и анамнезе (оказалось, что у пациента ранее уже была операция на коронарных сосудах). Позвонила на станцию скорой помощи старшему врачу, извинилась, представилась и попросила по возможности этот вызов ускорить. Я врач, и опыт с интуицией подсказывали, что это очень похоже на развитие острого коронарного синдрома.
Скорая приехала в течение получаса, еще 45 минут была у пациента, в результате мои опасения подтвердились. Мужчина был доставлен в палату интенсивной терапии, потом лечился в кардиоцентре. Искренне надеюсь, что он жив до сих пор. С утра начальство диспетчерской высказало мне претензию, что я «командую тут у них по ночам».
Что не так с этим вызовом? Я не слушала запись переговоров, но дочь пациента мне сказала, что она говорила диспетчеру про шунтирование. Однако есть причины считать, что угрожающие жизни признаки названы не были (или их не было на самом деле), а характер боли у пожилого пациента с соответствующим анамнезом опасений диспетчеру не внушил.
Жизнь зависит от нас самих
Каждой семье нужно иметь дома тонометр и научиться считать пульс. Если у вас есть подозрения, что «плохо с сердцем», то артериальное давление и пульс нужно измерить ДО вызова скорой помощи и передать диспетчеру результаты.
Если у человека на фоне болей в грудной клетке появляется слабость «в желудке», за грудиной, давление измерить жизненно необходимо. Эти цифры, возможно, помогут ускорить приезд бригады.
Перечислим симптомы, которые могут указать диспетчеру СМП на острый коронарный синдром, когда сердечная мышца испытывает кислородное голодание, у больного может развиться инфаркт и есть реальная угроза жизни:
- резкая слабость или потеря сознания, резкая одышка или даже удушье, липкий холодный пот, падение артериального давления,
- сильная боль за грудиной.
Важно:
- не нужно придумывать свои локализации, называть внутренние органы, которые вы знаете, будь то желудок или поджелудочная железа,
- нужно описать характер боли – при инфаркте она бывает давящей, сжимающей. Человек во время этих приступов может испытывать страх смерти,
- нужно упомянуть о том, что у больного были раньше стенокардия, инфаркт или вмешательства на коронарных сосудах.
Иными словами, до звонка в диспетчерскую пациент или его родственники сами должны минимально проанализировать ситуацию и продумать, что они скажут диспетчеру.
Признаки прямой угрозы жизни могут быть и при вызовах по другим поводам. Их нужно по возможности детализировать для себя (и ни в коем случае самим не ставить диагноз, указывая больной орган, - вы рискуете ошибиться).
Опасения вызывают:
- потеря сознания или резкая слабость,
- остановка дыхания или резкая внезапная одышка,
- резкое падение артериального давления со слабостью и опять же с потерей сознания,
- судороги, внезапно возникший паралич.
У детей тревожными признаками на фоне повышения температуры может быть заторможенность, судороги, появление сыпи (особенно темная геморрагическая сыпь со склонностью к слиянию отдельных элементов, которая бывает при менингококковой инфекции), одышка или, наоборот, затруднение дыхания.
Важно понять, что скорая помощь экстренно выезжает не на диагноз, а на жизнеугрожающее состояние, которое нужно грамотно описать. В общественное место, на ДТП, ЧС, на обширные травмы и поводы «повесился», «упал с высоты» она, скорее всего, приедет быстро. А вот то, что касается ожогов (даже у детей) и кровотечений, – тут тоже все зависит от того, что мы сообщим диспетчеру. Если ожог небольшой и ребенок «терпит», то и вызов тоже, скорее всего, примут как неотложный.
Вместо резюме
- Диспетчер будет задавать много вопросов из «паспортной части»: ФИО пациента, адрес, этаж, домофон, подъезд, кем вы приходитесь больному и т.д. Это может вызвать возмущение, раздражение. Но нужно успокоиться и ответить максимально быстро.
- Не стоит давать собственной оценки происходящему: «плохо с сердцем», «плохо с головой», «болит желудок», просто «плохо».
- Когда вы звоните в скорую, нужно еще до общения с диспетчером максимально подробно и без излишней эмоциональной оценки описать симптомы и то, что происходит с больным. Боитесь, что забудете и растеряетесь, – запишите. Начните с самого важного: с сознания, наличия пульса и давления.
- Если вы вызвали скорую помощь, а состояние пациента ухудшается и скорой нет, нужно перезвонить в диспетчерскую и четко описать то, что вас беспокоит в его состоянии.
- И еще один совет: если вы дома одни, происходит что-то серьезное и вы ждете скорую помощь - откройте дверь так, чтобы было видно, что она открыта. Как подсказывает опыт, это тоже может спасти вашу жизнь.
Татьяна Ауст специально для ЕАН
Есть новость — поделитесь! Мессенджеры ЕАН для ценной информации
+7 922 143 47 42