Избранные в сентябре депутаты Госдумы и Законодательного собрания Свердловской области приступили к работе. Одним из неудачников выборов принято считать партию «Яблоко», которая запомнилась лишь статьей Григория Явлинского с критикой Алексея Навального и не сумела пройти в парламенты. Что с «яблочниками» в Свердловской области? Будут ли они участвовать в выборах губернатора и в Екатеринбургскую гордуму, ЕАН узнал у лидера свердловской парторганизации, члена федерального бюро Максима Петлина.
Максим Петлин
— Максим, «Яблоко» не провело своих представителей в Госдуму и Заксо. Что будет с партией дальше? Она жива или мертва?
— Партия, конечно, жива. Если говорить в цифрах, то в 2016 году на выборах мы набрали 46 тыс. голосов, в 2021 — 44 500. Да, уменьшилось количество голосов, отданных за нас в области, но падение не такое существенное. Процент уменьшился и потому, что появилось трехдневное голосование. Мы прогнозировали, что явка будет меньше, но она выросла за счет принуждаемых людей. Им, конечно, не всегда говорят, что надо идти голосовать за «Единую Россию», но с ними проводят разъяснительные беседы.
На том же «Уралвагонзаводе» объясняли, что завод вообще встанет, если «Единая Россия» не победит.
Первое, что существенно повлияло на результаты выборов — дополнительный день голосования. Пятница — рабочий день, когда работодатель может принудить людей к голосованию.
Еще один момент — подкуп.
Моя подруга в ответ на просьбу проголосовать за меня, написала: «Другая партия мне и маме даст по 500 рублей, я проголосую за них. Мне эти деньги нужны».
Это было в пользу «Единой России», они дали установку всем своим кандидатам покупать голоса за себя и за партию от 500 до 1000 рублей. Были сообщения, что в Чкаловском районе и на Уралмаше в Екатеринбурге это было.
Пенсионерам дали по 10 тыс. рублей, военные получили выплаты от государства. Плюс пенсионерам, чтобы они точно пришли, пообещали еще и карточки в продуктовые магазины. Все комиссии были в шоке, что такое власть устроила — выслушивать скандалы и видеть людей, которым бюллетень не нужен, а нужна карточка.
— Были ли какие-то проблемы в ходе самой избирательной кампании?
— Вся компания, в том числе федеральная, прошла с бюджетом, который был в 4 раза меньше, чем в 2016 году. Тогда мы потратили 650 млн рублей, а в этом году всего 140 млн. Спонсоры отказались давать средства, во многом после того, как мы выдвинули Андрея Пивоварова* в своем списке и получили маркировку, что у нас в списке есть лицо, аффилированное с иностранным агентом. Для понимания, на компанию в 2018 году в Екатеринбургскую гордуму мы потратили 6,5 млн рублей, а в этом году кампания на всю область обошлась в 3,2 млн. рублей.
Андрей Пивоваров – бывший директор «Открытой России»*, которого обвиняют в деятельности нежелательной организации. Основанием для обвинения стало то, что Пивоваров 12 августа 2020 года, находясь в Краснодаре, опубликовал в Facebook «информационный материал "Объединенные демократы"» с агитацией по сбору средств.
— Помешало ли «Умное голосование» набрать «Яблоку» голоса? В его списке практически не было кандидатов от партии «Яблоко»...
— Я не думаю, что оно помешало. Помешали в большей степени трехдневные выборы, давление на избирателей, карточки по 150 рублей, снижение финансирования избирательной кампании. Это стало решающими факторами.
— А статья Григория Явлинского про Алексея Навального?
— Многие посчитали, что Явлинский написал свою статью про Навального по заказу Кремля. Я могу ответственно заявить, что, зная Григория Алексеевича, она точно не заказная.
Если бы это был заказной материал в обмен на финансирование, то мы бы сделали заявление в два-четыре абзаца. Здесь написана такая большая статья, на которую была потрачена уйма времени, и она точно не заказная.
Это личное отношение Григория Явлинского к Алексею Навальному.
Явлинский считает, что Навальный несет ответственность за то, что люди попали под уголовные дела после участия в акциях протеста после его возвращения в Россию. Не нужно было призывать к этим акциям.
Есть информация что были включены механизмы продвижения информации об этих акциях, в том числе в TikTok. И продвижение было рассчитано на несовершеннолетних.
Статья была адресована интеллектуальной элите, Явлинский предложил ей сложную интеллектуальную конструкцию, которую они не поняли. Для интеллектуальной элиты главное зло — это Путин, а главный борец с Путиным — Навальный. Поэтому, если вдруг высказывается какая-то критика в адрес Навального, это воспринимается в штыки. Думаю, Явлинский считал, что его поймут. Я согласен с посылом статьи, но осознаю, что если бы не этот материал, то партия получила бы в полтора раза больше голосов.
— Но есть члены «Яблока», не согласные с Явлинским и активно выражающие свое несогласие. Они создали отдельный сайт со своими заявлениями и уверены, что руководство партии действует против всех тех, кто разделяет ее ценности. На 5 ноября обращение подписали 186 партийцев.
— Никакого конфликта нет. Запиливает сайты и проявляет инициативы Максим Кац и связанные с ним внутри партии люди. Есть группа Каца, которая с 2016 года пытается получить контроль над партией. Кац себя видел сначала председателем московского регионального отделения, теперь — председателем партии. Я считаю, что ничего у него не получится.
Последняя новация — предложение собрать денег и заплатить председателям всех региональных отделений за то, чтобы они проголосовали за Максима на съезде.
Все инициативы исходят из этого чата, а реальных инструментов влияния нет. Партия тоже живой организм, внутри могут происходить и дискуссии, и конфликты.
— Почему бы тогда не поступить как коммунисты, которые пытаются оспаривать итоги выборов?
— Коммунисты — своеобразная оппозиция в каких-то вопросах. Если посмотреть, как они голосуют, то видно, что они в 90% одобряют в Законодательном собрании инициативы администрации губернатора и в Государственной думе инициативы администрации президента.
— С одной стороны, они одобряют эти инициативы, а с другой стороны, вышли на митинги против признания результатов выборов и подают в суды.
— Понятно, что они будут говорить, что у них украли голоса. И я думаю, что их у них украли. Они выступают из политической целесообразности. Они против власти, просто если бы у них было не 20% голосов, а 30%, то для них было бы лучше. КПРФ прибавили по голосам, но ничего не прибавили в политических, финансовых и организационных ресурсах. Поэтому, конечно, они не довольны, поэтому Зюганов так говорил на встрече с Путиным (во время встречи президента Владимира Путина с руководством политических партий 25 сентября Зюганов отрицательно высказался по поводу трехдневного и электронного голосования заявил, что они «порушат доверие и снесут политическую систему» — прим. ред.).
На этой же встрече, я подозреваю, Путин поставил его на место и дал ему все понять. Поэтому они недовольны, поэтому есть митинги и суды.
— Этими инструментами могло бы пользоваться «Яблоко»…
— В Санкт-Петербурге мы тоже подали иски, там их больше ста.
— В Свердловской области тоже могли бы быть иски, раз вы говорите, что был подкуп в виде карточек
— Мы думали о том, как на это отреагировать, изучили документы. Якобы было заключено соглашение с Министерством социальной политики и коммерческой структурой, которая давала эти карточки, якобы это социальная поддержка. С одной стороны, можно было подать иски, хотя я и другие специалисты по избирательному праву не увидели правовой конструкции, на основании чего мы можем эти выборы оспорить. Мы боремся за то, чтобы честно считали голоса. И их считали честно.
Вбросы, подкупы, которые были зафиксированы, мы тоже не смогли найти.
Оспаривать все выборы в целом — это вопрос не конкретно Свердловской области, а вопрос к Конституционному суду о том, что у нас законодательно продуктовые карточки, лотереи и розыгрыши во время выборов должны быть запрещены. Но я думаю, что подобные иски политических очков бы нам не добавили.
— Как вы относитесь к электронному голосованию?
— Я не очень понимаю в технологии блокчейн. Венедиктов (главный редактор радиостанции «Эхо Москвы», большой энтузиаст электронного голосования — прим. ред.) говорит, что там ничего подделать нельзя, там сдвоенный реестр, это очень круто и за этим будущее.
Потом выложили видео, как системный администратор в Донецке голосовал за «Единую Россию». Я понимаю, что они готовят электронное голосование для выборов президента в 2024 году, но тут его включили только для того, чтобы не пропустить двух депутатов от яблока и 10 человек от КПРФ.
— Будет ли «Яблоко» выдвигать Евгения Ройзмана на губернаторских выборах в 2022 году?
— Я всегда позиционировал региональное объединение как единственную политическую структуру, которая имеет право выдвигать кандидатов без сбора подписей, и во многом выдвижение Ройзмана в 2017 году на губернаторских выборах в Свердловской области этим было обусловлено.
У нас с Евгением Вадимовичем есть серьезные расхождения ментального уровня, и может быть, Ройзману было лучше выдвинуться от партии, близкой ему. Но мы понимали в 2017 году, что ни одна партия, кроме «Яблока», его не выдвинет. Точно также мы понимаем сейчас, что губернатором в 2022 году его тоже ни одна партия не выдвинет.
Выдвижение в 2022 году может обсуждаться, если будет какое-то взаимное движение. Должна быть его инициатива, я считаю, что это было бы правильным.
— Этот вопрос открыт, идут переговоры. Выборы в гордуму сейчас — задача номер один. Выборы губернатора важны, но мы понимаем, что если там захотят, чтобы любой кандидат не зарегистрировался, то смогут это сделать. Конечно, технологически это вопрос решаемый, если заранее начать, но надо начинать сейчас и не ждать мая месяца. В июле это уже будет сделать нереально.
— Куда тогда партия могла бы двигаться сейчас, по итогам кампании?
— Во время предвыборной кампании мы в «Одноклассниках» делали таргет нашей программы. Мы нацеливались на Екатеринбург и область. Под постом с программой было больше тысячи комментариев. Были примерно такие: «Аляску продали, Крым вам продать не дадим. Ни одного голоса за партию „Яблоко“». Много было других похожих реплик. У людей уже так закручено, что Путин — единственный гарант территориальной целостности и независимости России… Некоторые писали, что партия «Яблоко» за США.
Все транслируется из телевизора. Мочить Навального смысла не было, все пропагандисты государственные работали по нам. Были комментарии, что «Яблоко» сгнило, что мы филиал администрации президента. Это позиция, которую транслировали информационные ресурсы Навального. Мы попали вот так с двух сторон. Это было несколько неприятно. У людей были очень агрессивные эмоции. Мы хотим, чтобы все разрешилось мирно, но видно, что власть как-то не очень к этому стремится. Наш путь — нам нужны свои информационные каналы на том же Youtube.
Даже те условно миллион людей, которые за нас голосуют, если мы их соберем, то останемся партией.
— Какой контент, который бы собирал сторонников партии, мог бы быть на вашем Youtube?
— Там мог бы быть тот же контент, который мы распространяем в газетах перед выборами.
Есть несколько направлений: наш общеполитический контент, например, статьи Явлинского или напоминание о том, что нас есть политические репрессии, они были тогда, есть и сейчас в отношении Ивана Сафронова и Юрия Дмитриева. Также у нас есть депутаты, которые решают реальные проблемы людей. Тот же Константин Киселев много делает, но мало об этом рассказывает. Можно рассказывать о решении неких кейсов. Это может быть интересно как людям, так и депутатам.
Третье — у нас есть центр антикоррупционной политики, он проводит расследования, анализирует госзакупки, ищет коррупционные составляющие. Например, когда на всю Россию прогремела Ольга Глацких, центр сделал расследование о бизнесе ее семьи, которая занимается госзакупками. Нам есть, о чем говорить, и надо это делать. Если мы не будем находить медийные точки сбора наших сторонников, то ничего не получится.
*«Открытая Россия» признана в РФ нежелательной организацией - прим.ЕАН.
Есть новость — поделитесь! Мессенджеры ЕАН для ценной информации
+7 922 143 47 42