И месяца не прошло с того момента, как загадочный бизнесмен Евгений Кононов и директор Шарташского лесопарка Артур Зиганшин вдруг заявили, что весной будущего года они начнут строительство на берегу озера термального комплекса «Баден-Баден». То, что многим навскидку поначалу показалось бредом, на поверку приобретает вполне реальные очертания. Более того, все чаще приходится слышать, что все уже решено, ничего не поделать и т.п.
Для тех, кто не следил за историей, кратко ее напомним. Летом 2017 года в регионе шла кампания по выборам губернатора. Ее фаворит, действующий глава региона Евгений Куйвашев предложил благоустроить Шарташский лесопарк. Под проект нашли директора, деньги, и процесс медленно, но пошел.
Сегодня выясняется, что стройка будет, да еще какая. А тем, кто начинает задавать вопросы в духе: «Но ведь обещали…», задаются встречные вопросы: «Кто вам обещал?»
Вспомним, что нам обещали. Вот цитата из двухлетней давности интервью Зиганшина газете «Коммерсантъ-Урал» с пророческим заголовком: «Создавая что-то новое и красивое, нужно чем-то пожертвовать (новое и красивое - это, очевидно, «Баден-Баден», который за монструозность уже называют «Аден-Баден» - прим. ЕАН)».
«Совершенно точно — никакой жилой застройки на месте лесопарка не предполагается. Максимум — размещение социально значимых объектов, общепита, пунктов проката, медпункта, полиции», - говорил директор ШЛП.
Плюсом звучали гастрономическая деревня, спортивная деревня, лодочные станции, детский спортивный центр, тематический природно-познавательный парк. Губернатор предложил отдельно создать этнокультурную деревню, дополнил Артур Зиганшин.
Где все эти «деревни», не очень понятно, но спустя два года мы рождаем монстра в стиле хорошей турецкой «пятерки», и никто этому не удивляется. Ну да, это же не жилая застройка. Обещали, что жилой не будет – ее и нет. Формально все молодцы, все по-честному.
Нет идеи поймать кого-то на слове. Понятно, что любые планы и проекты у нас всегда «двигаются». Кстати, первоначально реконструкцию ШЛП и вовсе предполагалось завершить к 2020 году. Но почему-то всем казалось, что масштабной стройки на особой охраняемой природной территории быть не должно.
Скорее всего, нам объяснят, что циклопичность сооружения – это обман картинки, что это вообще черновик, с рендерами такое бывает. Но опять же, как показывает практика, именно такие «картинки» честно говорят о том, как себе представляет итоговый результат инвестор. То, что на рендере кажется тебе огромным монстром, в итоге окажется именно огромным монстром, мало похожим на куйвашевскую этнодеревню или зиганшинский тематический природно-познавательный парк.
Единственный выход – не допустить начала стройки. Просто потому, что, если дать ей начаться, остановить процесс будет уже невозможно. И речь даже не об "Аден-Бадене". Я уверен, что, посмотрев на успех непонятных кургано-челябинских застройщиков, наши, родные, местные тоже потребуют для себя право участия в раздербанивании лесопарка. И по своим, девелоперским понятиям будут правы. Почему одним можно, а другим нельзя?
Неприятно, что на происходящее все закрывают глаза, а ведь ситуация очень похожа на историю со строительством храма святой Екатерины образца весны 2019 года. Так же молчит полпредство президента, которое в идеале должно фиксировать подобные «горячие точки», особенно когда речь идет о протестных настроениях. Может быть, оно наблюдает за развитием и анализирует, но каких-то доказательств этому нет. Наверное, мониторят ситуацию и спецслужбы, но тут до истины вообще не докопаться.
Совершенно потерялся губернатор, хотя именно он был застрельщиком идеи вдохнуть в Шарташ новую жизнь. И Зиганшин - лишь его директор, которого можно взять и поменять, скажем. Или как минимум одернуть, напомнив, что становиться откровенным лоббистом коммерсантов как минимум неприлично.
Просто молодец в очередной раз мэрия Екатеринбурга. Им вообще повезло: земля ШЛП – областная, а значит, муниципалы здесь ни при чем. Хотя вообще это знаковый для города объект, и мэр Алексей Орлов мог бы высказаться на эту тему. Тем более что число «строительных» скандалов растет с каждым месяцем, и отговорки «это федеральная собственность» (аэровокзал "Уктус"), «это областная собственность» (ШЛП) или «это частная собственность (ПРОМЭКТ, «домик Дацюка») явно перестают работать.
Формально решение за городской думой, ей предстоит санкционировать перевод земельного участка в категорию, позволяющую начать мегастройку. Судя по настроению спикера Игоря Володина и его зама Виктора Тестова, которых застройщик как дрессированных медведей водит за собой во все пресс-туры, они морально уже готовы санкционировать проект.
Аргументы – новые рабочие места, новые налоги, возможность перепозиционировать ШЛП как место «отдыха в лопухах» (кажется, такое обозначение придумал царь горы Белая Леонид Гункевич, которого изначально называли одним из интересантов шарташской эпопеи) во что-то более модерновое.
Депутатов даже где-то жаль. С одной стороны, они почувствуют себя важными людьми. С другой – как бы не повторилась «скверная» история, когда они выделили землю в центре города под храм, а потом, после массовых протестов и вмешательства Путина, вынуждены были включить заднюю.
При этом так и нет ответа на главный вопрос: почему строить это нужно именно на Шарташе? В природной и вроде бы охраняемой зоне, без каких-то целебных источников. Никакой логики, никакого видимого смысла, сплошные геморрои. Но не будем пытаться залезть в голову инвесторам и чиновникам.
Запомним просто, что предвыборные подарки от губернатора – это не всегда благо, а любые проекты властей по благоустройству – это нередко какой-то троянский конь, который через пару-тройку лет может выйти всем нам боком.
+7 922 143 47 42