В прокат вышел один из самых ожидаемых блокбастеров года — «Матрица: Воскрешение». О том, какой получилась четвертая часть культовой франшизы, рассказывает кинообозреватель ЕАН Максим Гареев.
Всемирно известный гейм-дизайнер Томас Андерсон (Киану Ривз), когда-то создавший мегапопулярную трилогию видеоигр «Матрица», ныне живет в Сан-Франциско. Друзей у него практически нет, а босс и бизнес-партнер (Джонатан Грофф) ультимативно требует разработать четвертую часть прославившего его детища. И все это на фоне непрекращающихся странных галлюцинаций, с которыми Андерсон пытается бороться с помощью визитов к психологу (Нил Патрик Харрис) и выписываемых им синих таблеток. Но вскоре он сначала встречает в кофейне смутно кажущуюся ему знакомой некую Тиффани (Кэрри-Энн Мосс), а затем в туалете на работе буквально из ниоткуда появляется экстравагантно одетый черный мужчина по имени Морфеус (Яхья Абдул-Матин II), предложивший Томасу… Да-да, вы не ошиблись — красную или синюю таблетку на выбор. А что было дальше, вы примерно можете себе представить, если помните предыдущие серии. Однако далеко не все так просто и однозначно.
Оригинальная «Матрица», вышедшая в 1999 году, по праву является одним из ярчайших блокбастеров в истории кино. Фильм, который представляет собой невероятный коктейль из философских и религиозных отсылок, киберпанка, аниме, «Алисы в стране чудес», гонконгских боевиков и революционных на тот момент спецэффектов, привел всех в дикий восторг, а поставившие ленту братья Вачовски в одночасье попали в число топовых голливудских режиссеров. Студия Warner Bros буквально завалила создателей деньгами, в результате чего история превратилась в трилогию. Оба продолжения снимались одновременно, вышли в 2003 году, собрав в сумме больше 1 млрд долларов в мировом прокате, но при этом многих оставили в недоумении. Огромный бюджет потратили с умом — сиквелы порой даже сильнее поражали воображение (хотя сейчас какие-то моменты вроде драки Нео с кучей агентов Смитов из «Перезагрузки» выглядят явно устаревшими), однако с точки зрения сюжета здесь было все гораздо хуже культового оригинала.
Тем не менее это была законченная история, а сами Вачовски, по собственному признанию, каждый год отказывали студии продолжить «Матрицу». Но время шло, братья Ларри и Энди в 2010-х сменили пол и стали соответственно Ланой и Лилли, а все их будущие проекты при всей амбициозности не имели такого же резонанса и один за другим терпели фиаско в прокате. Однако все же после смерти родителей, ставшей для теперь уже сестер огромной утратой, знакомых всем персонажей все-таки было решено оживить — ради своеобразной терапии и на радость студийным боссам. Только Лане на сей раз помогали автор книги «Облачный атлас» Дэвид Митчелл и сценарист Александр Хэмон, работавший с Вачовски над сериалом «Восьмое чувство», тогда как Лилли взяла паузу в работе.
Что же в итоге у всей этой творческой группы получилось? А получилось нечто странное и неоднозначное. «Воскрешение» является одновременно и прямым продолжением, и попыткой переосмысления всей истории, причем сделанной с изрядной долей самоиронии, самопародии и даже стеба. От фан-сервиса никуда было не деться, поэтому здесь отсылками и пасхалками напичкан едва ли не каждый кадр, да и фрагменты трилогии постоянно мелькают перед глазами в монтажных склейках, но все же это принципиально другое кино. Вроде бы отталкивающееся от оригинала, однако максимально на него не похожее.
В первой половине фильма происходящее начинает увлекать. Местами даже хулиганская деконструкция «Матрицы» с очень дерзкими по нынешним временам шпильками в адрес современного Голливуда накладывается на ту самую радость от встречи со старыми знакомыми в новых обстоятельствах. К тому же химия между Киану Ривзом и Кэрри-Энн Мосс никуда и не пропала. Однако чем дальше, тем более затянутой, нескладной и запутанной оказывается история, а диалоги утомляют все сильнее. На это можно было бы закрыть глаза, если бы не самый главный, на мой взгляд, недостаток «Воскрешения» — абсолютно тусклые экшн-сцены.
Не знаю, с чем это связано, но куда-то за все эти годы пропало то вдохновение, тот драйв и энтузиазм оригинальной «Матрицы». Даже в громоздких «Перезагрузке» и «Революции» обязательно были эпизоды, ради которых обычно и ходят на блокбастеры в кино. Будь то драка со свитой Меровингиана, погоня на специально построенной для этого автостраде, эпическая битва за Зион или решающее сражение Нео и Смита. Ничего подобного в продолжении нет даже близко. И это здорово разочаровывает, особенно в условиях все усиливающейся конкуренции кинопроката со стримингами.
Поэтому даже и не знаешь, как к новой «Матрице» относиться. Поклонникам «Облачного атласа», «Восхождения Юпитер» и «Восьмого чувства» — предшествующих проектов Вачовски — фильм наверняка придется по душе. У «Воскрешения» куда больше общего с ними, чем с оригинальной трилогией. За переосмысление, за дерзость и стеб, за достойную встречу со старыми героями и приятных новых персонажей создателям нужно сказать спасибо. Но где-то по пути они забыли о Зрелище, способном хотя бы немного сгладить явные недостатки. Так что кино как минимум получилось очень спорным.
Максим Гареев
Есть новость — поделитесь! Мессенджеры ЕАН для ценной информации
+7 922 143 47 42