РИА «Европейско-Азиатские Новости» на ДзенеРИА «Европейско-Азиатские Новости» вКонтактеРИА «Европейско-Азиатские Новости» в ОдноклассникахРИА «Европейско-Азиатские Новости» в ТелеграмРИА «Европейско-Азиатские Новости» в YouTubeРИА «Европейско-Азиатские Новости» в RuTube
[18+]
Опубликовано: 28 марта 2022 в 09:19

Троллейбусы поставят на тормоз: как санкции могут повлиять на обновление парка екатеринбургского «Гортранса»

На текущий год администрация Екатеринбурга запланировала масштабное обновление троллейбусного парка. Разговоры о модернизации электротранспорта велись со времен сити-менеджера Александра Якоба. Однако конкретный план по замене разваливающегося подвижного состава предложил нынешний глава Екатеринбурга Алексей Орлов.
В администрации Екатеринбурга определились даже с конкретным типом троллейбуса и уже назвали объемы закупок первой партии. Однако начавшаяся спецоперация на Украине и введение санкций против России могут привести к корректировке этих планов. Как считают эксперты, заявленный Орловым «год обновления троллейбусов», возможно, придется отложить на неопределенный срок. Однако полностью этот проект вряд ли закроют. Подробности - в материале ЕАН.

Год под знаком троллейбуса

И в администрации Екатеринбурга, и в ЕМУП «Гортранс» неоднократно признавали, что ситуация с троллейбусами в городе плачевная. На конец прошлого года в парке насчитывалось 237 единиц подвижного состава. Большая часть из них (166) имеют срок службы свыше 20 лет (при нормативе десять лет). Еще 71 троллейбус — от 5 до 20 лет.
«Средний возраст городского троллейбусного парка - более 25 лет при нормативном сроке эксплуатации 10 лет. Я посмотрел, в каких условиях восстанавливаются машины, и это не формат столичного города. Этот год станет годом начала обновления троллейбусного парка», — заявил Алексей Орлов в январе этого года.
Градоначальник уточнил, что обновление троллейбусного парка будет проходить по отдельной федеральной программе в рамках нацпроекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги» (ранее предполагалось, что подвижной состав начнут менять в рамках концессии МУП «Гортранс»). К слову, в рамках нацпроекта мэрия на протяжении нескольких лет закупала автобусы для муниципального перевозчика.

Троллейбус для простых городов

В качестве поставщика у мэрии был конкретный претендент — Уфимский трамвайно-троллейбусный завод. Троллейбус этого предприятия под названием «Горожанин» (УТТЗ-6241.01) на протяжении нескольких месяцев тестировался в Екатеринбурге. И руководство города результатами испытаний в целом осталось довольно. Впрочем, в качестве альтернативы рассматривались также модели Энгельского завода электрического транспорта, который подконтролен «ПК Транспортные системы» (компания была в числе претендентов на концессию ЕМУП «Гортранс»).
Модель троллейбуса с автономным ходом "Горожанин"
Троллейбусы предприятия из Энгельса составляют более 70% парка по всей России и эксплуатируются в 84 городах страны. Производственных мощностей у этого завода больше, а линейка моделей - шире. Есть и троллейбусы с автономным ходом. Правда, энгельсская модель «Адмирал» дороже «Горожанина» на 3 млн рублей: 25 млн против 22 млн (цены на конце 2021 года). В случае проведения госзакупок УТТЗ может выиграть с такой разницей.
Уфимское предприятие изначально сделало ставку на производство троллейбусов для регионов со средним достатком. Это видно по списку городов-заказчиков. Модель «Горожанин» уже эксплуатируют в Чебоксарах (60 единиц), Новокузнецке (19 единиц), Уфе (девять единиц) и Новочебоксарске (восемь единиц). Крупную партию на текущий год заказали власти Волгограда — 56 троллейбусов.

«Горожанин» с импортной начинкой

Однако на фоне девальвации курса рубля и западных санкций в УТТЗ, как и в других предприятиях могут возникнуть сложности со сборкой «Горожанина» из-за наличия в нем импортных составляющих.
Аккумуляторные батареи в этой модели китайского производства - Winston Battery Ltd. Экран, заменяющий панель приборов, — это часть микропроцессорной системы молдавской фирмы Informbusiness. Дальше уже сложнее — пневматическое оборудование поставляет итальянская Camozzi Automation, кондиционеры — от немецкой компании Eberspächer.
Однако самая чувствительная составляющая «Горожанина», да и многих низкопольных моделей (будь то автобусы, троллейбусы или электробусы), — это портальный задний мост ZF AV-133. Для российских и белорусских предприятий одним из основных поставщиков выступает немецкий концерн ZF Friedrichshafen AG.
К слову, продукция немецкого концерна поставляется и для энгельсского завода. А без заднего портального моста собрать низкопольный троллейбус (да и автобус) невозможно.
С 2014 года администрация Екатеринбурга закупает низкопольный подвижной состав для парка МУП "Гортранс" для обслуживания маломобильных граждан и пожилых людей.
При этом у ZF Friedrichshafen AG есть совместное предприятие в России — «ЦФ КАМА» (Набережные Челны), но оно оборудовано немецкими станками, что также может вызвать сложности в производстве в случае поломки агрегатов.
Портальный задний мост ZF AV-133 для низкопольного общественного транспорта
Однако ни одна из перечисленных европейских компаний пока не объявляли о приостановке сотрудничества с российскими предприятиями. С другой стороны, из-за общей геополитической ситуации и нестабильной экономической ситуации автопредприятия в России начали испытывать проблемы с получением комплектующих. В частности, КамАЗ уже 2 марта 2022 года объявил о прекращении поставок из Европы.
ЕАН направил запрос в УТТЗ о ситуации с комплектующими еще 21 марта 2022 года. Но на момент выхода данной публикации на предприятии не смогли ответить на наши вопросы.

«Общественный транспорт в приоритете»

Другой вопрос - это финансирование планов мэрии Екатеринбурга по обновлению троллейбусного парка за счет федеральной программы. Как уже писал ЕАН, горадминистрация поставила на паузу проекты концессий по трем крупным муниципальным предприятиям, включая МУП «Гортранс». Как оказалось, возникли вопросы с предоставлением гарантий в виде федерального транша на обновление трамвайного парка «Гортранса». Это было одним из условий заключения соглашений. Судьба заявки по модернизации троллейбусного парка неизвестна.
«На федеральном уровне еще не определен порядок участия регионов и не принята новая программа. Поэтому заявка (на предоставление субсидии для закупки троллейбусов — прим. ЕАН) пока не отправлена», — пояснили в пресс-службе мэрии Екатеринбурга.
«Пока она (спецоперация — прим. ЕАН) идет, большая часть бюджета будет направляться на это мероприятие. Конечно, есть «кубышка», которую частично задействовали. С приоритетными задачами правительство определится, когда ситуация стабилизируется и станет понятно, на что тратить «кубышку», — считает Вахитов. При этом он выразил сомнение, что на фоне заморозки тех или иных проектов правительство России будет «резать» социальные нацпроекты, к числу которых относятся «Безопасные и качественные автомобильные дороги».
«Транспорт в нашей стране в приоритете, потому что это социальная инвестиция.
Общественный транспорт в нашей стране — это не бизнес, а поддержание малоимущих.
Если в случае с троллейбусами возникнут сложности в части импортозамещения, то реализацию программы просто отложат, пока не наладят полную цепочку производства в машиностроении, потому что развитие этой отрасли также в приоритете», — отметил Григорий Вахитов.
almaceramica
Главные новости
В Минобороны открестились от свердловского депутата Коробейникова после скандала с СВО«Кормим такси или пропускаем школу»: екатеринбуржцы пожаловались на транспортДля жителей Свердловской области резко повысится плата за электроэнергиюЦентр для борьбы с детскими суицидами появится в ЕкатеринбургеКакие машины разрешили возить из Японии и сколько они стоят в ЕкатеринбургеКультурные маршруты по Екатеринбургу от Константина Панова на 22 - 24 ноября