Сегодня, 25 декабря, последний день, когда можно увидеть инсталляции фестиваля светового искусства «Не темно». В этом году он проходит в Екатеринбурге десятый раз и, по словам организаторов, предваряет 300-летие города. По центру города и парку Маяковского разбросаны 36 композиций, которые или сами играют со светом, или требуют от зрителя этот свет им предоставить.
«Этот фестиваль мы посвятили 300-летию Екатеринбурга. Обычно мы темы заранее не объявляем, а то начинаются претензии, что та или иная работа не соответствует ей. Поэтому в этот раз наша тема была локальная история, а экспертом выступила историк Татьяна Мосунова», — прокомментировала куратор и директор фестиваля «Не темно» Евгения Никитина.
Начать тур можно в районе Литературного квартала. Здесь находится сразу несколько работ. Первая, которую вы можете встретить случайно, называется «Прятки 2» художницы Анастасии Пищулиной. Двигаясь через неосвещенный Литературный сквер, включите фонарик своего мобильного телефона и поднимите на уровень лба. Только так проявят себя символы и знаки из исторической памяти Урала.
Нам удалось найти эти знаки только со второй попытки. Будьте внимательнее! «Видите? Это древние финно-угорские символы, а мы не придаем им значения», — пошутила организатор.
Далее под полукуполом разместилась «Книга случайностей» Анны Щаповой. Эта работа тоже интерактивна.
«Книга прозрачна, ее в темноте даже не видно. Но когда мы включаем свет, он преобразуется и книга, по сути, пишет светом (обратите внимание на световую проекцию под сводом купола — прим. ЕАН). Каждый может подойти, перелистнуть страницу и тогда лучи поменяют направление, рисунок книги изменится. У каждого рисунок будет свой», — рассказала автор.
Некоторые инсталляция в центре города и в ЦПКиО Маяковского пересекаются друг с другом. Например, буквально кричащий о себе, яркий «Знак» Кати Червонных. Вписанный в переполненное другими дорожными знаками (для автомобилистов) пространство, этот «Знак» предлагает свою помощь современному горожанину. Подсказывает ему, когда стоит спешить, а когда остановиться и задуматься о ритме своей жизни.
Тут же, во дворе музея «Литературная жизнь Урала XX века» расположилась работа «Антонимы» Ирины Вилкиной. Это проекция на кирпичной стене с периодически сменяющими друг друга противоположностями из рассказов Владислава Крапивина. По словам автора, писатель для нее имел большое значение. Перекликается с ней другая работа художницы — «Синонимы», расположенная в парке Маяковского.
Проходя по левому берегу Исети в Историческом сквере, посмотрите на здание кофейни «Loza». Эти нарисованные светом «Граффити» — переосмысленная художницей-аниматором Марией Мусихиной связь между историческим наследием и современным творчеством. Спроецированный на стену стрит-арт, походящий на неказистые росписи на первых этажах многоэтажек — это попытка найти безопасный баланс между уничтожаемым коммунальщиками уличным творчеством и архитектурными памятниками Екатеринбурга.
«Мне очень нравится наш город, контрасты: я люблю историческую архитектуру. В тех зданиях, которые расписывают граффити, тоже есть что-то притягательное. Я пыталась в своей работе найти какой-то способ сосуществования. Чтобы два этих контраста смогли существовать вместе. Я попыталась использовать граффити: в таком виде они не наносят никакого вреда», — поделилась автор.
Далее, переместившись в парк Маяковского, отметим, что большинство работ сконцентрированы ближе к центральному входу. Однако, чтобы обойти все инсталляции, придется обойти почти весь парк до Таинственной Аллеи. Но полученные впечатления того стоят. Кроме того, по всему парку разбросаны пять светящихся мотивирующих цитат из Владимира Маяковского. Когда будете смотреть инсталляции, попробуйте выполнить и этот квест: найти все фразы.
Напротив «Маугли-парка» находится белый купол, внутри которого расположилась небольшая белая коробочка — «Призрачное окно» Екатерины Поединщиковой. Работает она по принципу «slow dance», изобретенного физиком Джеффом Либерманом.
«Эта работа основана на эффекте вспышки света светодиодной ленты. Воспринимается как постоянный свет и изображение на плоскости приводится в движение частотой прокрутки жесткого диска. Запомните это изображение, ведь оно фигурирует и в другой инсталляции, в «Стражниках», находящихся по обе стороны от тоннеля под железной дорогой», — прокомментировала художница.
Около фан-зоны парка находится стена с чуть видным свечением. Это работа студентов первого курса ЕАСИ «Лица». Но стоит поднести к стене источник света, как на ней начнут проступать лица известных личностей, которые, по словам историка Татьяны Мосуновой, так или иначе связаны с историей Урала. Авторы предлагают совместить созерцание работы с попыткой назвать всех эти людей, проверить свою эрудицию.
Двигаясь мимо Нагорной аллеи, посмотрите в сторону горы, в лес. Сквозь ночную тьму вы сможете увидеть «Солнце» Глеба Столярова.
«Когда думал, что для меня в городе роднее всего, я понял, что это моя семья. Вспомнил, что в детстве отец называл меня «солнце». И по традиции на Новый год мы всегда надевал на елку звезду… Солнце как раз и есть звезда. И работа про то, что даже в самом темном месте, когда тебе совсем тяжело, мы можем найти тепло и уют, вспоминая образы, людей, которые всегда рядом с нами. Отца моего не стало этой весной, отчего работа стала для меня еще более личной», — поделился автор.
Далее, только подходя к Народному спортзалу, снова обратите внимания на кроны деревьев. Совершенно завораживающая картина танцующих огоньков не должна оставить равнодушным. Эта «волшебная роща», как ее называют организаторы — результат игры со светом инсталляции «Что мы с этим будем делать?» Небольшой диско-шар и несколько отражателей предлагают зрителям поучаствовать в выстраивании своей линии судьбы.
«Это вопрос зрителям, призыв к действию. Луч света — метафора жизненного пути. Когда на нашем пути появляется какое-то препятствие, у нас есть выбор, что делать, вариантов, как двигаться дальше очень много. Может быть, мы адаптируемся и пойдем прямым путем, как прямые лучи от шара, а может мы как-то обойдем это препятствие, это те лучи, что светят мимо. Поэтому я предлагаю вам потрогать все эти движущиеся объекты и как-то настроить свою жизнь определенным образом», — пригласил Столяров.
Двигаясь по Аллее Кирова вы точно не пропустите яркую, подсвеченную композицию «Изнутри», которую организаторы сами часто называют «роща». Художница Алеся Зарипова своей работой хотела показать, что у каждого человека есть свой внутренний свет. И не пропустите «Карту» Юлии Демченко — работа в миниатюре демонстрирует «зеленое кольцо» из лесопарков вокруг Екатеринбурга. Работа особенно актуальна, поскольку часть из лесопарков в течение 2022 года периодически подвергалась вырубкам или попыткам их осуществить.
Небольшая панель, где с очень небольшой скоростью сменяют друг друга буквы — это инсталляция «Лимбические символы» Анастасии Пищугиной. Эта работа постарается вывести вас из себя своей яркостью и медлительностью, но ваша задача постараться пересилить себя и дочитать ее сообщение до конца. Какое слово она показывает?
Двигаясь «из чащи» в центральную часть, обратите внимание на длинный, ворсистый «Нерв», инсталляцию арт-группы «βῆτα Σύγχρονο» (Денис Трачевский и Татьяна Трачевская). Эта работа светится, притом, характер свечения, обычно спокойный, меняется, стоит только повысить на «Нерв» голос. Точно также, как нервная система человека возбуждается от громких звуков или разговоров на повышенных тонах.
Наконец, на башне напротив центрального фонтана расположена стеклянная розовая коробка. Эта инсталляция Анны Снегиной «Окна». Анна — своего рода коллекционер. Она коллекционирует розовые здания, прохожих в розовом. И даже составила свой рейтинг розовых мест Екатеринбурга (по ее словам, самые розовые районы — это Краснолесье, Центр и Эльмаш). А сама работа — это размышления на тему того, являются ли люди, выставляющие розовые лампы на окнах, членами тайного культа, или просто профессиональными садоводами.
Еще около половины работ осталось за кадром. Познакомиться с ними жители и гости города смогут 25 декабря, в воскресенье, с 18:00 до 22:00. Подробная карта фестиваля доступна в телеграм-канале «Не темно».
Директор и куратор фестиваля «Не темно» 2022 года поделилась тем, как проходил фестиваль в 2022 году. Она рассказала, что в этот раз организаторы создали небольшую образовательную программу.
«Особенность фестиваля этого года в том, что большинство художников — выпускники образовательной программы, которая прошла в ноябре (программу вели технический директор фестиваля Игорь Маратканов и сокуратор фестиваля Евгения Чайка — прим. ЕАН).
Мы попали в ситуацию, в которую многие попали в этом году: большая часть художников уехала в другие города, другие страны по самым разным причинам. И, если бы не этот образовательный курс, фестиваля бы не было вообще. Очень мало художников, которые до этого принимали участие. И очень много художников, для которых это просто первый опыт, 1 августа было только желание и никакого опыта.
Напомним, что один из первых фестивалей «Не темно» подарил городу арт-объект «Абажуры». Это был проект художника Тимофея Ради. В 2013 году эта инсталляция в центре Свердловской области стала известна на всю страну.
Павел Федоровский