В Екатеринбурге произошла страшная трагедия: погибли трое детей, а в их убийстве созналась собственная мать, заявляя, что в них вселились бесы. Давая показания, она рассказала, что полугодовалую дочь и 10-летнего сына она убила спящими, а старшего, 15-летнего мальчика, убедила, чтобы он не сопротивлялся. Психолог Антон Кузнецов в беседе с ЕАН предположил, как ей бы удалось это сделать, и рассказал, стоит ли обществу делать какие-то выводы из происшествия.
Это на самом деле сложный вопрос, признается эксперт, хотя таких случаев очень много, когда какой-то человек следует за авторитетом до самого конца. Так, в США целая религиозная секта под влиянием руководителя в полном составе выпила яд. В результате погибли около 909 человек, из них 270 - дети.
«Человек подвержен всевозможному влиянию. И очень часто переоценивает свою независимость, он недооценивает влияние авторитета близких, знакомых. Как мама смогла убедить сына покончить с собой – это специфический момент, который зависел от их взаимоотношений. Часто мама не может заставить своего 15-летнего ребенка сделать уроки. Но, как ни парадоксально, подростка проще подбить на какую-нибудь дикую, страшную вещь», - говорит Антон Кузнецов.
По его словам, подростки склонны к суициду, их достаточно легко к этому подтолкнуть. Они верят, что не умрут, что все будет как в компьютерной игре или в кино, отмечает психолог.
«Они словно играют со своей жизнью, а потом удивляются настоящим последствиям своих поступков. Я много раз разговаривал с подростками, которые, например, прыгали с пятого этажа и оставались живыми, но получали многочисленные травмы. Некоторые из них признавались: в глубине души они были уверены, что с ними ничего не случится. Они просто приземлятся - и все, как в фильме. Пока с человеком ничего особенного не случается, у него есть ощущение собственного бессмертия. Такой парадокс психики существует, поэтому подростков очень легко подтолкнуть к совершению различных рискованных вещей», - отмечает Антон Кузнецов.
Старшие склонны воспринимать подростка как взрослого, умного человека. Но на самом деле у него сформирована лимбическая эмоциональная система, которая отвечает за агрессию или сексуальность, но совершенно не сформированы лобные доли, которые отвечают за контроль и разум, поясняет специалист. Все это формируется примерно к 25 годам, только тогда происходит реальное становление личности.
«Если мать уговорила сына умереть, то это происшествие удивительно, но не уникально. Давайте вспомним про группы в соцсетях, которые убеждали подростков покончить с собой, совершать преступления, вступать в какие-то экстремистские группировки. Если это удается посторонним людям, что уж говорить о родной матери.
Тем более важно помнить, что психически больные люди – а мы рассматриваем версию, что женщина больна, - не дураки. Они интеллектуально и эмоционально очень развиты, верят в свою сверхидею. У них есть возможность погружать других в свои фантазии. У психиатров есть такой термин, как индуцированный психоз, - это когда в семье психически болен один человек, к примеру, манией преследования, но вся семья это скрывает, нося шапочки из фольги. Он всех убедил, внушил, взял под свое влияние группу психически здоровых людей. Это не редкость. Больной человек может быть крайне убедителен в своих галлюцинациях», - говорит Антон Кузнецов.
В качестве примера он приводит ситуации, когда психически больной человек пишет тексты или снимает видео, в которых сообщает о том, что его похищали инопланетяне, либо уверяет, что Земля плоская или что за каждым человеком тайком следит мировое правительство. Но у такого человека всегда есть слушатели, чаще всего абсолютно здоровые, которые увлеклись им. Такие люди легко набирают себе аудиторию, которую сложно собрать психически здоровым людям. Это кажется странным, но происходит на каждом шагу, уверяет психолог. Дело в том, что человек сам свято верит в свои фантазии или галлюцинации, от него сквозит этой уверенностью, а люди заражают друг друга эмоциональным состоянием.
«Это, безусловно, очень печальная история, но мы вообще склонны реагировать на те несчастные случаи, которые выходят за рамки нашего здравого смысла. Мы спокойно отнесемся к смерти человека, если она укладывается в наше понимание. Например, люди погибли в ДТП – это ужасно, конечно, но происходит каждый день. А такие случаи, как гибель троих детей от рук собственной матери, редки, поэтому общество пытается на них реагировать: менять законодательство, подход к психиатрической помощи, присматриваться к людям. Я бы не стал советовать из-за одного случая что-то менять в обществе, потому что такое происходит крайне редко, это несчастный случай вне системы. Вероятность его повторения ничтожно мала, поэтому вряд ли стоит всем пытаться подкладывать солому. Не нужно делать выводов, достаточно просто высказать свое сочувствие или соболезнование», - резюмировал Антон Кузнецов.
Напомним, тела мальчиков 10 и 15 лет и шестимесячной девочки со следами удушения были найдены днем 26 декабря в квартире дома на улице Бажова, 68. В полицию обратилась жительница Сызрани, которая рассказала, что получила sms от своей тети Анастасии из Екатеринбурга, в котором та сообщила, что убила детей.
Как сообщили в СКР по Свердловской области, возбуждено уголовное дело по ст. 105 УК РФ «Убийство двух и более малолетних». Будет решаться вопрос либо об аресте Анастасии Петровой, либо о принудительном помещении в психбольницу.
По данным источника ЕАН, в квартире, в которой проживала семья, было много икон. По предварительной версии, женщина и ее дети были религиозны (или околорелигиозны). В telegram-каналах появилось сразу несколько записок, авторство которых приписывают подозреваемой. Одну записку опубликовал telegram-канал SHOT. Автор признает свою вину в убийстве, ссылаясь на то, что «сыновья поражены бесом, блудом и гордыней». Позже в анализах Петровой нашли следы наркотических средств. По данным «КП-Екатеринбург», на допросе женщина призналась, что сперва задушила младших детей, а потом убедила старшего сына позволить себя убить.