Профессиональной опекунше из Нижнего Тагила, через которую прошло около 20 детей, запретили посещать своих подопечных. Четверо из них находятся в Центре помощи семье. Мы по-прежнему не упоминаем настоящую фамилию родителей и несовершеннолетних, попавших в эту семью, и номера образовательных учреждений. Это необходимо для того, чтобы соблюсти закон и не нанести вред детям.
Напомним, информация о возможном насилии в семье появилась осенью 2021 года. Одного воспитанника опекунши подозревали в том, что он на протяжении нескольких лет, в том числе в доме у опекунов, насиловал своего младшего брата. После публикации ЕАН из семьи изъяли его сестру и двух его братьев. Опекунша говорила, что ничего необычного не замечала.
Также есть сведения, что она наказывала воспитанников нестандартными способами. «Она сама делала из детей с вполне сохранным интеллектом, пусть и с некоторой запущенностью, пациентов с психическими отклонениями», - говорила в разговоре с ЕАН учитель, которая на протяжении семи лет наблюдала за воспитанием детей в этой семье. Материал ЕАН привлек внимание СК, в редакцию за информацией обратились представители ведомства, дело взял на личный контроль глава СК РФ Александр Бастрыкин.
Двадцать первого декабря 2022 года в Нижнем Тагиле состоялось заседание по рассмотрению спорных вопросов по опеке и попечительству в приемной семье. «Принято решение об отмене встреч приемных родителей с несовершеннолетними в связи с тем, что управлением ведется сбор документов для принятия решения о дальнейшем жизнеустройстве несовершеннолетних», - говорится в документе из Управления Минсоцполитики № 31 (есть в распоряжении ЕАН). Заседание проходило в управлении по Нижнему Тагилу без участия представителей учебного заведения, документ ЕАН предоставил источник в органах опеки.
В региональном Министерстве социальной политики ЕАН пояснили, что запретили жительнице Тагила посещать подопечных, так как встречи негативно влияли на психоэмоциональное состояние детей.
Представители министерства утверждают, что вопрос о дальнейшем жизнеустройстве несовершеннолетних пока не стоит. «Меры по жизнеустройству несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей, воспитывающихся в приемной семье, принимаются в случае, если дальнейшее пребывание ребенка в данной семье признается нецелесообразным», - подчеркнули в Минсоцполитики.
По данным ЕАН, прежний договор опеки над детьми продолжает действовать. Более того, нет никаких препятствий для дальнейшего пополнения семьи профессиональной опекунши детьми.
В Минсоцполитики добавили, что сейчас дети проходят комплекс реабилитации. «Несовершеннолетние успешно адаптировались в организации, психоэмоциональное состояние детей стабильно спокойное», - говорится в ответе министерства ЕАН.
Тем временем источники агентства полагают, что ведомство намеренно затягивает с принятием решения по профессиональной опекунше и ее детям. Одна из причин – нежелание терять такую «надежную и проверенную временем» замещающую семью, ведь чиновники городской администрации очень гордятся ею, как и сама мать-героиня - собой. У нее есть даже соответствующая государственная награда. Вторая причина – уголовное дело, которое могло быть заведено после эпизодов насилия в семье опекунши. Однако официального подтверждения информации нет.
ЕАН направил запрос в СКР с вопросом: было ли заведено уголовное дело. Однако на момент публикации ответ не поступил.
Омбудсмен по правам детей в регионе Игорь Мороков заявил, что тоже имеет ряд вопросов к разбирательству истории. По его мнению, дети находятся в социальном центре уже достаточно долго. «В подвешенном состоянии они не могут находиться, да и опекун тоже. Нужно приходить, разбираться, принимать решение. Любой ребенок хочет быть дома, в семье, пусть и приемной», - уверен омбудсмен. Он заверил, что будет держать ситуацию на контроле.