Достать билеты в театры Екатеринбурга становится все сложнее. Завзятым театралам приходится выкупать их задолго до даты спектакля, а прийти и купить билет в кассе непосредственно перед постановкой удается немногим – все давно раскуплено. Кто-то считает, что такое рвение свердловчан к искусству связано с тем, что после пандемии люди переоценили свое свободное время и стараются проводить его вне дома. Есть также мнение, что в театры переместились зрители из кинотеатров по причине скудного предложения.
Руководитель Театра драмы Алексей Бадаев в беседе с ЕАН поделился, что сейчас большинство спектаклей идут с аншлагами. Он считает, что интерес к театру во многом связан с окончанием пандемии.
«Когда мы только открылись после локдауна – еще только на 50%, - то недостатка в зрителях не испытывали. Средняя заполняемость в сентябре 2020 года у нас была 45%, это 350 мест большого зала. Интерес мы тогда отмечали больший, хотя глубины продаж не было: какие-то постановки откладывались или заменялись. Соответственно, публика предпочитала покупать билеты ближе к спектаклю. Сейчас люди стараются приобретать билеты заранее. У нас есть около шести спектаклей, билеты на которые и вовсе сметают за месяц-два до назначенной даты», - пояснил Алексей Бадаев.
Он рассказал, что люди идут, несмотря на то, что февраль до пандемии считался провальным месяцем.
«Предположу, что интерес к театру подстегнут небольшим предложением кинотеатров. В любом случае недостатка в зрителях у нас нет. Свободные места остаются разве что на спектаклях посложнее, но нужно пояснить, что места эти располагаются чаще всего на балконе», - пояснил глава Театра драмы.
Руководитель «Коляда-театра» Николай Коляда, в свою очередь, сказал, что особенного роста не заметил, так как у него всегда были аншлаги.
«Я не заметил какого-то особенно роста, у нас всегда были аншлаги. Если вы хотите сказать, что раз «кина» не стало, то народ повалил в театр, то это, думаю, не так. Мы, например, вернулись из Москвы. У нас было 15 полных аншлагов – залы были заполнены на 80-95%. Здесь в Екатеринбурге у нас тоже всегда полные залы, за что я бы хотел сказать большое спасибо зрителям», - заявил драматург.
По мнению социолога, замдиректора Уральского гуманитарного института УрФУ по науке и инновационной деятельности Анатолия Меренкова, за три года люди отвыкли от привычной жизни и жаждут восстановления общения с другими людьми в условиях безопасности.
«Это не всегда осознанное, но восстановление прежнего порядка жизни. Человек – существо социальное, ему без людей жить невозможно. И еще важно желание взаимодействовать с предметами культуры не через экран, а прямо: слушать голоса, смотреть на сцену, артистов. Это может принести любому нормальному человеку очень большое удовольствие. Человек должен иметь практику посещения театров, музеев, выставок и так далее», - отметил ученый.
С ростом интереса у свердловчан к театру изменился и портрет сегодняшнего зрителя. Алексей Бадаев признался, что сегодня стало явно больше людей, которые попросту не умеют себя вести.
«Кто-то проникается и учится в процессе, кто-то нет: у нас постоянно происходят бои, жалобы, когда мы не пускаем в зал после третьего звонка. Люди жалуются, требуют предоставить им услугу. С ними приходится объясняться, говорить, что им самим не хотелось бы, чтобы им мешали погружаться в спектакль. Возможно, это связано с повышением уровня агрессии в обществе, точно сказать нельзя. Впрочем, мы всегда рады новым зрителям, и большинство из них остается с нами. В частности, мы проводили благотворительный спектакль для жен участников СВО под названием «Служебный роман» и общались с ними в фойе. Выяснилось, что очень многие из них если и не в первый раз посетили театр, то в Театре драмы еще не бывали. Они искренне радовались и обещали обязательно вернуться», - пояснил он.