В Свердловской области резко выросло число жалоб от заемщиков в адрес микрофинансовых организаций, следует из данных Уральского главного управления Банка России. Одновременно с этим должники переставали платить по кредитам, начитавшись советов в telegram-каналах.
Данную тенденцию регулятор обнаружил, проанализировав данные за первый квартал 2023 года. Согласно исследованию, за указанный период число жалоб выросло на 41% к уровню прошлого года, до 311 заявлений.
«Источником шаблонных претензий в адрес МФО были форумы и telegram-каналы, которые обещали своим подписчикам пересчитать задолженность. Для этого заемщикам требовалось только подставить свои данные в уже готовую форму и направить ее в Банк России. Поскольку никаких законных оснований для перерасчета не было, жалобы признавались необоснованными. При этом должники, рассчитывая на положительное решение, переставали платить по займам, еще сильнее ухудшая свое финансовое положение», – рассказал начальник Центра защиты прав потребителей Банка России в Екатеринбурге Сергей Кокоулин.
Еще одна причина роста жалоб — действия мошенников, которые оформили на граждан кредиты. В Банке России рассчитывают, что эту проблему удастся решить после вступления в силу новых норм, обязывающих МФО комбинировать несколько способов проверки личности заемщиков. В целом за первый квартал 2023 года в адрес регулятора поступило около 2 тыс. жалоб от свердловчан. Половина из них касалась деятельности банков, что на 3% меньше к уровню прошлого года. Число жалоб на страховые компании за указанный период и вовсе сократилось на 23%.