На этой неделе администрация Екатеринбурга объявила крупный тендер на ремонт сразу шести сооружений, признанных объектами культурного наследия. Для некоторых из них мэрия уже пыталась найти подрядчиков через сайт госзакупок, но безуспешно.
Так, с прошлого года горадминистрация восемь раз объявляла аукцион на ремонт памятника Уральскому добровольческому танковому корпусу на Привокзальной площади. К слову, монумент имеет статус ОКН федерального значения. Теперь этот объект перенесен в большой лот, размещенный на этой неделе. Подобная история и с домом, где родился писатель-демократ Ф.М. Решетников. Горадминистрация несколько раз пыталась найти отдельного подрядчика для ремонта здания музея. До того четыре раза объявлялся тендер на поиск подрядчика для реставрационных работ на реке Ольховке в Заречном.
В 2022 году мэрия выставляла аукцион по смете, составленной несколько лет назад — в других экономических реалиях. И это одна из причин, по которой долгое время не находили подрядчика. Но корень зла кроется и в давно устаревшей системе торгов по реставрации объектов культурного наследия.
«Одной из причин провала закупок ОКН федерального значения является архаичный порядок обоснования цены контракта, которому в этом году исполняется 10 лет и который принимался в иных экономических условиях.
Согласно этому комплексу норм, для работ по ОКН требуется разработать проектную документацию и определить сметную стоимость работ. Если работы по объекту производятся с привлечением средств федерального бюджета, то кроме государственной экспертизы проектной документации проводится проверка достоверности определения сметной стоимости строительства объекта капитального строительства. Все эти процедуры занимают время и не способствуют желанию серьезных инвесторов связываться с ОКН», — пояснил ЕАН член экспертного совета комитета по защите конкуренции Госдумы Дмитрий Тортев.
По его словам, есть и более магистральные причины сложностей с такими объектами — постоянное упрощение доступа малого бизнеса к закупкам часто выливается в производство работ компаниями, которые не имеют представления, что такое памятник. Кроме того, как отметил эксперт, не сформировано понятных и прозрачных критериев вмешательства по отношению к ОКН. В результате процедура отбора подрядчиков сводится к сбору документов, лицензий и аттестаций для формального соответствия Закону о контрактной системе. Однако действующая система не дает никакой гарантии качества работ, профессионализма подрядчика и справедливой цены.